Упоение Шагалом

На гигантской ретроспективной выставке Марка Шагала в Третьяковской галерее представлено более 150 работ, от ранних витебских произведений до шедевров французского периода. И в каждой работе – кусочек улицы Покровской


Фото: news.antiq.info



Имя Марка Шагала знают все. Даже те, кто ни разу не бывал в музее. Однажды я присутствовала на званом обеде, где собрались люди, крайне далекие от искусства. Из уважения ко мне они все же завели разговор о живописи. "Читал я тут в газете, – начал один, – в Москве состоится большой аукцион. И этот наш, как его, ну, короче, белорус, там тоже будет". Минут пять я, как последняя идиотка, таращилась на оратора, тщетно пытаясь понять, о ком идет речь. Он тоже молчал, очевидно, сраженный моей тупостью. Наконец снисходительно пояснил: "Ну, говорю же, белорус. Из Витебска".

На самом деле еще со времен императрицы Екатерины II белорусский Витебск находился в границах так называемой черты оседлости. Проще говоря, это был один из немногих городов русской империи, в котором разрешалось селиться евреям. Не знаю, много ли настоящих белорусов проживало в те времена Витебске, а только будущий художник был одним из девятерых детей в семье еврейского торговца селедкой и, как порядочный иудейский мальчик, свое первоначальное образование получил в хедере. Позже его первым учителем живописи стал витебский мастер Юдель (Юрий) Пэн – вполне себе светило местного значения. А жена молодого живописца, его верная подруга и муза Белла (та самая, которая обычно летает в облаках, крепко держа художника за руку), была дочерью соседского торговца ювелирными изделиями.

На первый взгляд все это не столь важно. Долгая жизнь мастера (а прожил он без малого сто лет) столь богата событиями, что творческую географию Шагала не так-то просто собрать воедино. Сперва школа при Обществе поощрения художеств и школа искусств Е.Званцевой в Петербурге. Затем Париж: тусовка в знаменитом "Улье" на Монпарнасе и первая персональная выставка в берлинской галерее журнала "Штурм". Следующая остановка – послереволюционный Витебск. Шагал – уполномоченный по делам искусств Витебской губернии. Ценой неимоверных усилий ему удается организовать в родном городе Художественное училище, которое на несколько лет станет главным оплотом советского авангарда. В 1922 г. художник едет в Каунас для организации своей выставки. Оттуда еще по каким-то делам он отправился в Берлин, потом в Париж и... навсегда "завис" за границей. В 1931 г. Марк Шагал посетил святые места в Палестине, путешествовал по Египту. В 1941-м, спасаясь от немецкой оккупации, срочно эмигрировал в США, но в 1948-м снова вернулся во Францию, где жил до конца своих дней.


Фото: news.antiq.info

А еще Шагал жил и работал в Москве и Нью-Йорке, Голландии и Испании, Польше и Италии, Германии и Израиле. Он оставил множество картин и произведений графики, делал витражи, фрески и мозаики, работал над театральными постановками и книжными иллюстрациями... Казалось бы, при чем тут детство в местечковом Витебске? Ведь о таких людях принято говорить "наше культурное достояние", "гражданин мира". Но вот информация к размышлению. Выступая на открытии выставки в Третьяковской галерее летом 1973 г., Шагал заметил: "У меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы. Это, может быть, и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения". Но ведь Покровская улица – это то самое местечковое детство. А загляните в автобиографическую книгу "Моя жизнь" – львиная доля этого труда посвящена детству художника и той культуре, которая, в конце концов, стала стержнем его творчества.


Фото: news.antiq.info

Не случайно гигантская ретроспективная выставка Марка Шагала в Государственной Третьяковской галерее называется "Здравствуй, Родина!" – в честь одноименной картины, написанной в 1953 году. По мнению кураторов, проект с таким названием символизирует возвращение художника в Россию.

В экспозицию вошло более 150 работ, которые охватывают весь творческий путь художника, от ранних витебских произведений до знаменитых шедевров французского периода. Помимо российских музеев в проекте участвуют французские музеи и картины из частных собраний. Внучки Шагала, Мерет Мейер-Гробер и Белла Мейер, предоставили 40 произведений из коллекции семьи художника. Среди шедевров экспозиции – известные полотна "России, ослам и другим" (1911), "Ангел с палитрой" (1927-1936), "Акробатка" (1930) и уникальный трехметровый триптих "Гостеприимство Авраама", который впервые покинет стены Национального музея в Ницце.

Выбор читателей