Оскароносная трагикомедия – кино почти гениальное

Получивший 5 номинаций на "Оскар" фильм "На обочине" радует маленькими знаками инакомыслия: во время полового акта по телевизору выступает Буш, герои пьют за рулем и бегают голышом по страусиной ферме

На обочине (Sideways)
США, 2004
Режиссер: Александр Пэйн
В ролях: Пол Джиаматти, Томас Хэйден Черч, Вирджиния Мэдсен, Сандра О




Актеру Полу Джиаматти обязательно должны выдать награду за рекламу калифорнийских виноградников. В новом фильме Александра Пэйна "На обочине" он только и делает, что пьет и убивается по поводу собственной никчемности. В процессе этого рождается одна из лучших американских картин прошлого года.

Герой Джиаматти, преподаватель литературы и неудачливый писатель Майлз, все еще переживающий случившийся два года назад развод, привыкший оставаться на обочине жизни, сравнивает себя с капризным сортом вина, которому нужно терпение, понимание и любовь. Пока такое терпение проявляет только его старый друг Джек (Томас Хэйден Черч), такой же неудачник, но – на актерском поприще. За неделю растянувшегося "мальчишника" перед женитьбой Джека, проведенного среди виноградников Калифорнии, друзья обнаруживают, что у них не так уж много общего, зато у обочины появляется Майя (Вирджиния Мэдсен), официантка, которая хочет завести собственный виноградник. Но даже в вине, текущем по экрану рекой, герои никак не могут отыскать истину.

Эта комедия неудачников сделана по простейшей схеме о кризисе среднего возраста и о том, что жизнь качнется вправо, качнувшись влево, – "Красота по-американски" с винными гроздьями вместо лепестков роз. Из добротного сценария по роману Рекса Пикетта (единственный "Оскар" фильма из пяти номинаций) с ядовитыми диалогами, яркость которых сохранена в качественном русском переводе, из добротной игры актеров и добротной операторской работы, отличной "приджазованной" музыки Рольфи Кента и чуткой режиссуры Пэйна возникает произведение, которое на безрыбье готовы посчитать гениальным.

По всем признакам "На обочине" должен был остаться широко известным в узких кругах, фильмом "для ценителей", какой была похожая по тональности предыдущая картина Джиаматти "Американское великолепие". Не зря Пэйн, работавший с Джеком Николсоном и Риз Уизерспун, позвал на главные роли актеров "второго эшелона", не примелькавшихся в блокба$терах. Компанию Джиаматти, чей отец был профессором литературы и автором шести книг, составили Томас Хэйден Черч, который и правда начинал с озвучки (роль Джека хотел получить Джордж Клуни, но Пэйн решил, что тот слишком известен), Вирджиния Мэдсен, высшим достижением которой было признание самой красивой актрисой 1986 г., и Сандра О, канадская кинозвезда и по совместительству жена режиссера Пэйна.

Это кино не выдающееся, а просто хорошее, но восторженная реакция американских критиков (общее число номинаций фильма на различные премии – больше ста) и зрителей, почитающих себя интеллектуалами, не удивительна. Давно не было и такого.

Добиться такой добротности, и притом ненавязчивой, сохранив юмор и избежав всякого пафоса, становится в кино все труднее. Пэйну, одному из немногих режиссеров в Голливуде, который после безоговорочного успеха "Выскочки" и "О Шмидте" держит за собой право последнего слова при монтаже, удается это великолепно. В отличие от многих, Пэйн не держит зрителей за идиотов. Он доверяет их способности угадать в звучащей по телевизору фразе финальный монолог Генри Фонды из классической экранизации Стейнбека "Гроздья гнева" и определить, что "Шеваль Блан" 1961 г., которое Майлз хранит для особого случая и, в конце концов, выпивает в дешевой забегаловке из пластикового стаканчика, сделано из смеси мерло и каберне. Именно к этим сортам на протяжении фильма герой всячески выказывает свое презрение.

К тому же, умы зрителей приятно щекочут маленькие знаки инакомыслия – во время полового акта по телевизору выступает президент Буш (с симметричным изображением Гитлера в другом эпизоде), герои еще ходят к психоаналитику, как полагается среднестатистическому американцу, но большую часть сеанса чинят ему компьютер, упоминают Роб-Грийе и Буковски, пьют за рулем и бегают голышом по страусиной ферме. Они относятся к вину с каким-то европейским бескорыстием, а к жизни – с русской бесшабашностью.

"На обочине" открывает в американском кино жанр трагикомедии, почти ему не ведомый. Судя по общей реакции, именно он в ближайшее время будет самым востребованным. И, что приятнее всего, этот жанр не предполагает появление сиквелов.

В прокате с 3 марта

Выбор читателей