Молдавия: тяжелое наследие Приднестровья

Эксперты предсказывают "консервацию" приднестровского конфликта. Отдаление Молдавии от России не отразится на уровне жизни наших соотечественников, также РФ не понесет потерь и в экономике




Президент Молдавии Воронин провел 1 марта переговоры с президентом Украины В.Ющенко, а 2 марта уже встречал в аэропорту Кишинева грузинского лидера М.Саакашвили. Эти встречи напрямую связаны с предстоящими в Молдавии в ближайшее воскресенье выборами. Судя по всему, Воронину приходится "с колес" формировать новую повестку дня для разочарованного электората молдавских коммунистов.

В России такой разворот молдавского лидера не оказался неожиданным, однако многими воспринят после поражения пророссийского кандидата на Украине как еще одна внешнеполитическая неудача Москвы. Тем не менее ведущие эксперты не рассматривают проблему в этом ракурсе. Так, заместитель директора Института экономических стратегий Игорь Яковлев считает, что "реальным поражением России в Молдавии был приднестровский конфликт. Проблемы начались там очень давно. Эти противоречия имеют уже историческую основу, поскольку охватывают более чем десятилетний период. То, что происходит сейчас, - это следствие распада СССР. А то, что проблема вписывается в евроцентристский контекст, - так это вполне естественно".

Закономерно повышение интереса россиян к факту продажи Молдавии энергоносителей по льготным ценам. Зачем делать поблажки стране, которая открыто говорит о переориентации своих внешнеполитических предпочтений в сторону Запада? Однако, как считает Игорь Яковлев, спешить с отказом от инструмента экономического влияния не следует. "Ресурсное обеспечение Молдавии - рычаг внешнеполитического воздействия, которым и пытаются воспользоваться горячие головы. Безусловно, во взаимоотношениях мирового сообщества должно быть равенство, и меры воздействия на граждан в одной стране могут быть адекватно отражены и другой стороной. Но в этой связи те высылки граждан, которые имеют место и с той и с другой стороны, не причина, а следствие конфликта. Проявление этого конфликта достаточно известно: отрицание плана Козака по урегулированию конфликта Молдова - Приднестровье путем федерализации Молдавии. Это стремление нынешней молдавской молодежи в массе своей к переходу на латиницу, что является проявлением "вестернизации" Молдавии. Молдавия - давно отрезанный ломоть".

Не может Россия оставаться в стороне от судьбы наших соотечественников в Приднестровье. Пока ни РФ, ни Европа не могут предложить быстрого решения приднестровского конфликта. Его "консервацию" предсказывают многие эксперты. На вопрос о том, насколько реальна угроза новой крови в Приднестровье, И.Яковлев отвечает: "Опыт бархатных революций на постсоветском пространстве показывает, что хотя отдаление наших бывших ближайших союзников не приводит к улучшению жизни наших соотечественников, однако в целом это не приводит к гражданским войнам и к угрозе жизни и собственности наших соотечественников". Что касается экономики, то здесь Россия потерь не понесет - все крупнейшие отрасли молдавской экономики насыщены или приобретены российским капиталом, альтернативных российскому рынков сбыта у Молдавии нет. Личная и политическая судьба В.Воронина явно не является для России предметом интереса.

Известный российский футуролог, академик Российской академии образования Игорь Бестужев-Лада считает, что происходящее в постсоветском пространстве связано не с текущей политикой России, а с поражением в "условной третьей мировой", или "холодной войне". И политические следствия, скорее всего, на этом не закончатся. Чтобы исправить положение, необходимо кардинальное изменение экономического и политического положения внутри самой России. И.Яковлев комментирует: "Даже в период экономического кризиса Россия в экономическом отношении была для "оранжевых стран" более привлекательна, чем Запад, по ряду экономических причин. К сожалению, даже это минимальное преимущество пока от нас уходит. Сможет ли Россия быстро нарастить экономические мускулы? Тем более что рост будет связан со взаимоотношениями с Западной Европой и США и с некоторой вестернизацией самой России. В этой связи можно говорить о потенциальной угрозе совершения "бархатной революции" собственно в России. Однако переворот такого рода уже совершился в России в августе 1991 года. Резюмируя сказанное, отметим, что в той или иной степени в процесс вестернизации вовлечены практически все бывшие советские республики, и проблемы взаимоотношений между нынешними суверенными государствами в большей степени связаны с различием в скорости этой вестернизации, а не в разновекторности политик". От своего места в Европе и в ряду развитых стран Россия не отказывается. И искусственное ускорение вовлечения в европейские структуры ряда республик бывшего Советского Союза не сможет оборвать традиционных связей, а повышение привлекательности России зависит исключительно от ее собственных экономических и политических успехов. Геополитическое противоборство никогда не прекращается, и вечных победителей в нем не бывает.

Выбор читателей