Украину настигли скелеты из шкафа Кучмы

Новая внутренняя политика на Украине - попытка преодоления негативных последствий непопулярного режима Кучмы. Российские эксперты сравнивают события в Украине с российским августом 1991 года




Смерть бывшего министра внутренних дел Украины Ю.Кравченко накануне дачи показаний по делу об убийстве журналиста Г.Гонгадзе вызвала оправданное беспокойство у зарубежных наблюдателей. Российских экспертов тревожит нагнетание нестабильности в Киеве, и возможность раскола страны. Алексей Зудин, руководитель политологического департамента "Центра политических технологий" предостерегает от поспешных оценок, сравнений и действий: "События в Украине сравнимы с российским августом 1991 года. Там лопаются гнойники старого режима, вылезают "скелеты из шкафов", которых у любого режима достаточно много, а у олигархического и застойно-постсоветского, конечно же, предостаточно. Я не думаю, что в настоящее время такой разворот событий создает проблемы, ведущие к расколу страны".

Касаясь стиля и вектора поведения нового украинского режима, А.Зудин делает упор на то, как воспримется новая внутренняя политика украинским обществом, которое видит в ней не противостояние Москве, а преодоление негативных последствий правления непопулярного режима Кучмы: "Все будет зависеть от того, насколько грамотно нынешние украинские власти будут расценивать морально-политический фактор своей победы. То, что делают и Ющенко, и Тимошенко, пользуется широкой поддержкой в стране. Они действуют, конечно, в своих интересах, но достаточно широкими слоями общества это воспринимается именно как восстановление справедливости".

Тем не менее, ситуация, по мнению А.Зудина, не выглядит безоблачной. "Надо вспомнить о других факторах, например, таких, как ввод частей МВД в Донецк. Эта ситуация чревата восстановлением оппозиционности Востока, тем более, что Ющенко собрался сменить всех губернаторов. Но оппозиционность - еще не кризис. Единственную проблему я вижу в страхе части элиты, слишком тесно связанной с Януковичем и Кучмой. Но у страхов этих разный политический вес. Прокучмовская элита изолирована, а восточная элита может опираться на поддержку у себя в регионах. И, пожалуй, это является реальной проблемой для Ющенко и Тимошенко. Дальнейшее положение украинского руководства будет зависеть от того, в какой степени кампанию по чистке "авгиевых конюшен" удастся сохранить в связи с колебаниями широкого общественного мнения, а так же в степени, в которой им удастся не допустить полномасштабного восстановления политико-писхологических связей между восточными элитами и населением этих регионов".

Будущее российско-украинских отношений эксперт рассматривает взвешенно-оптимистично: "России, на мой взгляд, не надо считать, что поезд "Москва - Киев" ушел. Нужно выработать средний курс между двумя крайностями. Первая крайность - "поезд не ушел, ничего делать не станем". Вторая крайность: "давайте работать, ничего не случилось". Я бы видел оптимальную российскую линию в поддержании широкого диалога и контактов с широкими силами, включая и первые фигуры нового украинского режима, но лучше не с Ющенко, а с Тимошенко. Ющенко производит впечатление человека, который слишком руководствуется планами мести. Если отвлечься от политики, на минуту, то и вправду - от человека, которого чуть не погубили и изуродовали, трудно ожидать шагов, которые не были бы продиктованы такими мотивами. Тимошенко же при всей своей радикальности, производит впечатление одновременно и рационального игрока. Я уже сталкивался с оценками, что из двух этих фигур Тимошенко более договороспособна. Впрочем, возможно, эти оценки преждевременны. И, конечно же, для нас было бы разумно поддерживать тезис о необходимости федерализации Украины, но не в лоб. Сделать это будет не очень просто, с учетом того, что политический вектор в нашем собственном государстве развивается в противоположном направлении. Но это, на мой взгляд, все равно нужно это делать".

Выбор читателей