"Русские народные шотландцы" – в пластмассе и "живьем"

Nazareth вновь собираются в гастрольный тур по России, где тем временем вышла их аудиоантология: 20 "номерных" альбомов за период 1971-94 годов. В Москве группа отметится 23 марта в Лужниках




Вероятно, даже ветераны-основатели группы Дэн Маккаферти с Эгню-старшим, будучи спрошенными "в лоб", сейчас вряд ли с полной уверенностью ответят, каким по счету станет предстоящий визит Nazareth в нашу страну. Группа из Шотландии по праву может именовать себя "русской народной": уж в который раз едут – что в столицы, что по городам и весям... а залы на их выступлениях все не пустеют, да и пластинки группы у нас как продавались, так и продаются. О том и речь: к нынешнему туру в России подоспело лицензионное переиздание их "Почти Полного Собрания Сочинений" (20 "номерных" альбомов, за период 1971-94 гг.).

Дискография Nazareth берет отсчет с безымянного дебюта 1971 г.: Маккаферти, Эгню, Даррил Свит на ударных и гитарист Мэнни Чарльтон (именно после его прихода группа приняла нынешнее название). Пробы пера, поиски стиля и так далее; смесь "раннего" хард-рока, шотландских народных мелодий и совсем чуть-чуть баллад. Любители "тяжести", вероятно, почувствуют себя немного не в своей тарелке, но... зато здесь неповторимый вокал Дэна можно услышать в элегантном обрамлении волынок. На втором альбоме "Exercises" (1972) элементов шотландского фолка в музыке стало даже побольше, но не надо забывать, что группа все еще "искала себя". Неизвестно, куда бы завела Nazareth кривая (и стали бы они теми, кем стали), не предложи им продюсерскую помощь Роджер Гловер. "Razamanaz" (1973), записанный под его руководством, представил публике совсем других Nazareth: голос и инструменты остались вроде бы теми же, но звучание квартета при этом стало гораздо более плотным, монолитным, "конкретным". Ритм и базовый рифф заглавной песни альбома были беззастенчиво "позаимствованы" у "перпловской" "Speed King", но тогда это также лишь способствовало привлечению под знамена Nazareth новых поклонников. Следующий диск, "Loud And Proud", стал одним из наиболее коммерчески успешных релизов группы, достигшим первой позиции в чартах нескольких европейских стран. На "Rampant" (1974) – и это еще один общеизвестный факт – в двух вещах, "Glad When You're Gone" и "Shanghai'D In Shanghai", играл клавишник Deep Purple Джон Лорд; альбом также вошел в британский Top-20. И, наконец, "Hair Of The Dog" (1975) – выражая мнение большинства, абсолютный "a must have". Чуть послабее получился диск 1976 г. "Close Enough To Rock'n'Roll", задумывавшийся ни много ни мало как рок-опера. Надо отдать должное музыкантам, нашествию панк-революции они сопротивлялись как могли, стараясь удержаться в рамках избранного стиля. В 1979 г. в составе Nazareth появился второй гитарист Зэл Клеминсон из группы Алекса Харви, отчего группа временами стала походить на Wishbone Ash; впрочем, это продолжалось недолго (диски "No Mean City" и "Malice In Wonderland").

Из альбомов, созданных в 80-е, стоит отметить "2XS", на котором Nazareth предстают уже в качестве септета (к основным участникам добавились второй гитарист Билли Ранкин и клавишник Джон Локк) – диск хорошо "пошел" на североамериканском континенте. Следующий альбом уже сознательно готовился в расчете на американский рынок (первоначально вышел только на MCA). Мутная жидкость в бутылях на обложке наводит на подозрения, что внутри – тривиальный самогон, но этикетки убеждают, что это "эликсир звука" от старых знакомых из Шотландии; достаточно крепкий и недооцененный многими альбом. Зато со следующей пластинкой случилась полная "засада" – "The Catch" единодушно признается всеми как самая "легковесная" работа коллектива, стилистически стоящая ближе к Smokie времен расцвета, нежели к "коллегам" Slade и Sweet. Не случайно, наверное, ее конверт являет... гм... место пониже спины, если можно так выразиться... Альбом "Cinema" (1986) – где-то на уровне "Sound Elixir", есть пара неплохих треков, но в целом ничего не выпирает – ни в ту, ни в другую сторону. Полностью вернуть утраченное доверие болельщиков "назаретянам" удалось лишь в 1989 г. Диск "Snakes 'N'Ladders" – грамотная, хорошо продуманная работа, записанная вновь квартетом и, к сожалению, ставшая последней, в которой принимал участие Чарльтон; после записи диска гитарист объявил о намерении покинуть группу. Следующая пластинка, "No Jive" (1991) стала первой, официально изданной в России (тогда еще на виниле) практически одновременно со всеми другими странами. Наконец, завершающая антологию "Move Me" (1994) – последняя запись Nazareth с Даррелом Свитом (барабанщик-ветеран умер от сердечного приступа в 1999 году). С тех пор в группе барабанит Ли Эгню, старший сын басиста Пита Эгню.

Стараниями российского издателя (компания CD-Maximum) антология вышла даже в двух вариантах – традиционном и в роскошно оформленных (но менее функциональных) диджипаках. Кроме того, специально для кучки филофонистов, с ностальгией вспоминающих "виниловые времена" (когда и трава была зеленее, и мы все моложе), в обозримом будущем планируется еще одна версия дисков – стилизованных уже под винил.

Российский тур-2005 Nazareth откроют концертом 21 марта в Кирове. В Москве группа отметится 23 марта в Лужниках. Полное расписание тура – на сайте организаторов, Группы компаний RSP.

Выбор читателей