"Российское исламское наследие" готово к диалогу

Создатели РИН постараются объединить все религиозные конфессии в России. Российские общественные деятели считают, что новая общественная организация послужит объединению страны




На днях в Москве состоялась учредительная конференция общероссийского общественного движения "Российское исламское наследие" (РИН), в которой участвовали около ста делегатов из пятидесяти регионов страны. Организация позиционирует себя как светская и неполитическая, а основной задачей считает "противодействие всем формам ксенофобии и экстремизма".

В число учредителей нового движения входят такие разные люди, как предприниматели братья Джабраиловы, сенатор Ралиф Сафин и радикальный философ Гейдар Джемаль. Председателем РИН был избран Хусаин Джабраилов, имеющий высокий авторитет в исламском мире и баллотировавшийся на пост президента Чеченской республики. Впервые в такого рода объединение собрались люди, ранее принадлежавшие к разным лагерям. Вместе они обсуждают планы и цели на будущее и в один голос настаивают на сугубо светском характере своего детища.

По мнению создателей "Российского исламского наследия", сейчас необходимо сформировать единое исламское пространство России на бесконфликтной основе. К сожалению, сейчас большинство имамов и муфтиев не способны найти общий язык даже друг с другом. Как говорят организаторы РИН, "только будучи свободным от религиозных предрассудков, а также независимым от сиюминутной политической конъюнктуры, человек обретает большую свободу в своих решениях и поступках. В отличие от фанатика и ортодокса, чей удел - либо добровольная изоляция, либо мучительное для окружающих саморазрушение". Трудно, конечно, не согласиться, однако до сих пор задача, за решение которой уже брались многие светлые головы, до сих пор оставалась без ответа.

Активисты движения заявляют, что у них есть средства, которые помогут выйти из тупика. "Гражданская война на Кавказе должна быть прекращена!" - под этими словами Умара Джабраилова готовы подписаться все участники учредительной конференции. И это не может не вызвать симпатии властей. По мнению руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, в опыте, энергии и доброй воле лидеров нового объединения не в последнюю очередь должен быть заинтересован Кремль. При этом лидеры РИН согласны взять на себя функции посредников в переговорном процессе на Северном Кавказе: ведь от того, что происходит в южном регионе зависит целостность державы, а значит и дальнейшая судьба российских мусульман.

Впрочем, "чеченский вопрос" лишь один из тех, над решением которых предстоит потрудиться новой общественной организации. Два года прошло с того момента, как президент Путин заявил, что "Россия является частью исламского мира". Но до сих пор в стране не было реальной силы способной к ведению диалога с мусульманскими объединениями за рубежом, не говоря уже о том, чтобы представлять Россию в "Исламской Конференции". Сейчас РИН всеми силами старается занять там вакантное место.

Уже ведутся переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом о проведении там российских выставок достижений отечественной науки и техники. Дальнейшие замыслы еще более масштабны: помощь Ираку в послевоенном становлении - социальная, инженерная, строительная, в том числе в реконструкции разрушенного нефтедобывающего комплекса. РИН рассчитывает на серьезные взаимовыгодные контракты, тем более что на Ближнем Востоке к России традиционно относятся с большим доверием.

Сопредседатель РИНа, глава Исламского комитета России, известный мыслитель Гейдар Джемаль считает ислам не религией, а "особым типом цивилизации, особым жизненным укладом". А будущее ислама - за культурной, исторической, информационной интеграцией. Потому "Российское исламское наследие" открыто к диалогу с представителями всех существующих в РФ конфессий. И именно светский и неполитический характер движения позволяет шире взглянуть на многие аспекты современной жизни российских мусульман. На съезде не раз говорилось, что для вступления в ряды движения необязательно принадлежать определенной этнической или религиозной группе, достаточно интересоваться самой проблематикой.

Российские общественные деятели считают создание РИН полезным для нашего общества. По мнению председателя Комитета по международным делам Совета Федерации Михаила Маргелова, оно "своевременно и послужит единству страны на духовном уровне, что в условиях модернизации не менее, а может быть даже более важно, чем унификация правового поля и прочих государственных институтов". Среди задач организации он особенно отмечает "защиту многочисленной российской мусульманской общины от импортируемых в страну вирусов фундаментализма, заражение которыми чревато экстремизмом и братоубийственными войнами"

"Люди, которые участвуют в организации, вызывают доверие. Можно только приветствовать цели "Наследия", среди которых наиболее актуальной мне кажется урегулирование чеченского конфликта. Впрочем, мы остро нуждаемся в противодействии любым формам радикализма - и очень ценно, что за это взялось такое объединение", - прокомментировал рождение движения "Российское исламское наследие" заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы Анатолий Аксаков.

"Движение, которое мы сейчас создаем, поможет нам стать такими, какими мы должны быть, - хорошими, добрыми, веселыми, радостными", - считает Умар Джабраилов.

Выбор читателей