В мире супермаркетов что-то назревает...

В ожидании западных гигантов ритейла ведущие российские торговые компании "поигрывают мускулами", ошеломляя рынок громкими заявлениями о намерениях, не подтвержденных реальными решениями




Период бурного роста отечественных торговых сетей сменяется эрой их объединения. По прогнозам аналитиков, в ближайшее время общее количество игроков на рынке сократится. Укрупнять бизнес заставляет в том числе и предстоящее нашествие западных торговых гигантов, ожидание которого вот уже несколько лет держит в тонусе российский ритейл. Ведущие отечественные компании "поигрывают мускулами", ошеломляя рынок громкими заявлениями о намерениях, не подтвержденных пока реальными решениями. Так, в начале марта много шума наделало сообщение о том, что сеть магазинов "Пятерочка" сделала предложение о покупке 100% акций сети "Копейка". "Пятерочка" насчитывает 440 магазинов в России и странах СНГ, оборот компании в 2004 г. составил $1,59 млрд; "Копейка" – это 75 магазинов, общий оборот которых в прошлом году составил $420 миллионов. Если бы сделка состоялась, она стала бы крупнейшей в истории российского рынка розничной торговли. Однако о конкретных переговорах не было сказано ничего. Руководство "Копейки" отметило лишь, что подобные предложения поступают к ним регулярно.

На этой неделе разразился новый скандал: в интервью журналу "Профиль" генеральный директор торгового дома "Перекресток" Александр Касьяненко сообщил о переговорах по поводу возможного слияния с "Седьмым континентом". "Впервые это стало обсуждаться 5 лет назад, но пока решение не принято. Хотя можете представить себе, насколько велик был бы резонанс для рынка розничной торговли! Появился бы высокоэффективный и трудно досягаемый лидер", – сказал Касьяненко. Резонанс последовал незамедлительно. На следующий день "Седьмой континент" распространил заявление, в котором говорилось о том, что компания заинтересована "в расширении сети своих магазинов и планирует развиваться как путем органического роста, так и рассматривая возможность поглощения и присоединения других сетей, в том числе и сети "Перекресток". Несмотря на то, что для многих аналитиков и участников рынка информация о предполагаемой сделке оказалась неожиданной, сей "обмен любезностями" был воспринят как свидетельство серьезности намерений нынешних конкурентов. До сих пор официально факт переговоров эти две компании не подтверждали. На данный момент оборот "Седьмого континента", в сеть которого входит 80 магазинов, составляет около $500 миллионов. "Перекресток" имеет 98 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких региональных центрах, оборот компании в минувшем году составил $770 миллионов. Эта сделка также претендует на роль крупнейшей в нашей истории. Отметим, однако, что ни о каких конкретных договоренностях и в данном случае речи пока не идет и более подробных комментариев по этому поводу ни та, ни другая сеть не дают.

Некоторые эксперты склонны полагать, что эти выступления вызваны, в том числе, недавним сообщением о намерениях "Пятерочки" в отношении "Копейки". "Компании вернулись к переговорам в связи с обостряющейся конкуренцией московских рыночных сетей, – сказала RBC daily старший аналитик ИФК "Метрополь" Наталья Мильчакова. – Так как "Пятерочка" обогнала всех остальных конкурентов по обороту, который уже приблизился к $2 млрд, те обеспокоились за свои доли рынка, поэтому возобновление переговоров об объединении вполне логично. Не исключено, что этому способствуют и новости о том, что "Пятерочка" может купить "Копейку". Однако другие аналитики подобные предположения называют абсурдными, поскольку респектабельные "Перекресток" и "Седьмой континент" ориентированы на принципиально иного клиента, нежели покупатели дискаунтера "Пятерочка". "Это совершенно разные виды бизнеса и они не конкурируют друг с другом, – пояснил "Yтру" Алексей Кривошапко, аналитик по розничной торговле и потребительским товарам "Объединенной финансовой группы". – Если эти две компании объединяться, то просто потому, что они очень похожи друг на друга. Зачем конкурировать между собой, если можно быть вместе?" Вызывает также сомнения способность "Седьмого континента" поглотить "Перекресток" – компанию, стоимость которой сопоставима с ее собственной, а обороты даже превышают показатели потенциального покупателя. Скорее, речь может идти о совместном ведении бизнеса, а не о покупке. Наиболее логичным выглядит, пожалуй, еще одно возможное объяснение предполагаемого объединения. Слияние, в любом выбранном формате, повысит капитализацию, а, значит, и инвестиционную привлекательность объединенной компании. Кроме того, крупной компании, несомненно, будет легче противостоять западным "завоевателям".

Впрочем, несмотря на множество различных толкований, ни одно из них не выглядит достаточно серьезным, чтобы подтолкнуть компании к принятию столь важного решения. Поэтому для многих аналитиков цель объединения остается непонятной. И невольно возникает предположение, что вся эта шумиха – не более чем PR-ход, цель которого – выяснить реакцию рынка и спланировать дальнейшие шаги. Но также очевидно, что "дыма без огня не бывает" и в недалеком будущем на рынке розничной торговли, скорее всего, все же произойдут достаточно заметные слияния и поглощения.

Выбор читателей