Считалочка для президентов

Предсказывать революции в странах СНГ стало делом очень модным. Оппозиция в странах, по которым еще не прокатилось "цветное" цунами, наперебой назначает даты свержения своих засидевшихся лидеров




Итак, наш прогноз подтвердился: вслед за Украиной "тряхнуло" Киргизию. Кто следующий? Ситуация напоминает детскую считалочку: предсказывать революции в странах СНГ стало делом очень модным. Оппозиция в странах, по которым еще не прокатилось "цветное" цунами, наперебой назначает даты свержения своих засидевшихся лидеров. Ну что ж, рассмотрим в очередной раз основные версии (в алфавитном порядке).

Азербайджан. Тут ведущие оппозиционные организации – "Партия народного фронта", "Мусават" и "Демократическая партия", объединившиеся в избирательный блок для совместного участия в предстоящих парламентских выборах, недавно объявили о начале совместных акций против действующего режима. 10 апреля они намерены провести общереспубликанский митинг (украинские события показывают, чем "в идеале" заканчиваются подобные мероприятия). Предстоящие в этом году парламентские выборы, безусловно, воодушевляют оппозицию на повторение киргизского сценария. Есть информация, что лидер партии "Мусават" Иса Гамбар даже встретился в Тбилиси с "отцом бархатных революций" (югославской и грузинской) Ричардом Майлсом. Однако эксперты сомневаются в возможности крупного успеха революционных акций в Азербайджане. Во-первых, они не найдут должной поддержки в обществе, поскольку Алиев-младший еще располагает определенным кредитом доверия. Во-вторых, проводившиеся ранее акции оппозиции свидетельствуют о готовности властей к решительным действиям по их пресечению – не то что в Киргизии. Ну, а в-третьих – и это главное – азербайджанский режим вполне устраивает "режиссеров" революций в СНГ: нефтяные интересы Запада Баку обеспечивает исправно, так что оппозиционные демарши в Азербайджане вряд ли получат реальную поддержку на Западе – разве что как небольшая "заноза", которая не дает режиму слишком расслабиться.

А вот Армения – это серьезный кандидат. Выборы там, правда, состоялись аж в позапрошлом году, но оппозиция до сих пор борется с их фальсификацией. В конце концов, выборы – это только повод для серьезного разговора с властью. Таким же поводом может стать, например, предстоящий референдум по поправкам в конституцию или местные выборы. Поэтому лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян намерен уже в апреле начать революционный "процесс". А там – как пойдет. "В Армении все должно быть в явочном порядке, – утверждает оппозиционер, готовый стать президентом. – Если удастся поднять волну и объяснить народу цель, то в явочном порядке придут очень многие". Правда, такая вот "явочная" революция очень смахивает на народный бунт – "бессмысленный и беспощадный" не только в России. Но что характерно: Карапетян считает себя на 100% пророссийским политиком и заявляет о том, что отказывается от помощи Запада. Это принципиальная особенность армянского политического расклада: не только власть, но и оппозиция там ориентируется почти исключительно на Россию. И это понятно: в столь недружественном окружении, в каком находится Армения, ей нельзя терять практически единственного союзника и могущественного брата по вере (можно даже смело отдать под его контроль свою энергетику и промышленность). Альтернативы российскому покровительству у Армении нет и в обозримом будущем не предвидится. Все разговоры о "комплиментарности" внешней политики и "евроинтеграции" страны (которые, кстати, ведет не столько оппозиция, сколько сама власть) пока что страшно далеки от реальности. К тому же и оппозиция тут очень разрознена, политический процесс во многом состоит из борьбы кланов. А клановые разборки "приводят не к революциям, а к переворотам", – утверждает директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян. По его мнению, "переворот теоретически возможен", но он не приведет к смене политического курса и властной элиты страны, поскольку в Армении практически нет прозападных сил. "Той мощи, которая чувствовалась в Саакашвили и Тимошенко до революции, здесь не ощущается, – отмечает Искандарян. – Выборов нет, нет непризнанных результатов, нет выявленных фактов фальсификации". В общем, нет революционной ситуации, а "ожидание революции" (или хотя бы денег на революцию) становится, по наблюдениям местных СМИ, сродни массовому психозу. Поэтому есть основания полагать, что власть и оппозиция в Армении найдут общий язык, даже если президенту Кочаряну при этом придется уйти. До "цветной" революции дело не дойдет. Да и Россия не допустит: есть сведения, что она создает на территории РА новую военную базу, куда передислоцирует своих военных из ликвидируемой базы в Ахалкалаки (Грузия).

Белоруссия. Тут оппозиция решила повторить опыт Киргизии, что называется, "по горячим следам". 25 марта в Минске отпраздновали годовщину создания Белорусской Народной Республики (в 1918 г.) и "День воли" (чьей – не уточнялось). Собрались отчаянные активисты-оппозиционеры, числом никак не больше тысячи, против них вышло примерно столько же стражей порядка... Исход этой "революции" был заранее предрешен, так что многие оппозиционеры в мероприятии не участвовали, назвав его авантюрой. Впрочем, сами организаторы "Дня воли" рассматривают его как репетицию. Предполагается, что серьезная попытка свержения Лукашенко состоится через год. Организатор "репетиции", бывший депутат Верховного совета РБ Андрей Климов пообещал, что тогда начнется второй, завершающий этап белорусской революции: отставка Лукашенко и проведение "демократических президентских выборов". Они, кстати, в любом случае должны состояться в 2006 году. Вот только возможность победы оппозиции (законным или революционным путем) на них очень мала, что признают и сами лидеры оппозиции, например, руководитель социал-демократической партии "Народная громада" Николай Статкевич. Дело в том, что, наученная украинским и киргизским опытом, белорусская власть будет вести себя крайне жестко по отношению к любым выступлениям против нее, и не слишком-то воинственный белорусский народ вряд ли выйдет на улицы свергать "батьку". Тем не менее, в его устранении очень заинтересованы "режиссеры" революций: без Лукашенко (на котором, собственно, только и держится режим) Белоруссия легко может быть поставлена перед "европейским выбором" и Россия лишится ее как верного (хотя и строптивого) союзника... По всей видимости, когда подойдет черед "демократизировать" Белоруссию, "батьку" будут пытаться устранить "непубличными" методами. В США уже принят "Акт о демократии в Белоруссии", в соответствии с которым американские спецслужбы получили полномочия собирать информацию о банковских счетах Лукашенко и его окружения. Возможно, за этим последуют серьезные санкции.

А вот казахстанскому руководству неспокойно уже сейчас. Многие эксперты высказали предположение, что именно Казахстан будет следующим. Полыхнуло-то совсем под боком, и свергнутым оказался родственный для Назарбаева (в прямом и переносном смысле) режим. Те же обвинения в авторитарности и коррупции, которые предъявляют Акаеву, давно звучат и в адрес казахстанского лидера. К тому же, как отмечает известный казахский политолог Дасым Сатаев, отныне развеян миф о том, что западные революционные сценарии не работают в Центральной Азии. Еще как работают! Правда, последствия у них тут более разрушительные, но это никого не смутит, если потребуется устранить очередного неугодного лидера (как Акаева, который считался чуть ли не самым пророссийским в СНГ). Так что весь вопрос в том, пришел ли час Нурсултана Абишевича. Возможно, что пока не пришел: в Казахстане неплохо развивается экономика, идут инвестиции, нефть в широком доступе для западных компаний. Правда, больно уж самостоятельным становится Казахстан. Мнит себя лидером всея Центральной Азии, пытается контролировать трансконтинентальные связи, недавно даже выступил с идеей создания Центрально-азиатского союза, наподобие ЕС. Все это отнюдь не способствует продлению жизни нынешнего политического режима в Астане. Судьбоносным для власти Назарбаева может стать вопрос о нефти для трубы Баку – Джейхан. США сейчас настоятельно просят Казахстан поучаствовать в наполнении этого стратегического трубопровода, а тот не хочет. Точнее, не может: вся его нефть экспортируется по трубам России и Каспийского трубопроводного консорциума, да плюс – строится труба в Китай... Придется менять направление потока, как это делает Азербайджан, намекают из Вашингтона. Но для Казахстана это значит серьезно поссориться с Россией и лишиться ее поддержки в регионе. Как быть?..

В общем, казахстанская оппозиция готовится к решительным действиям. Она достаточно консолидирована и пользуется заметным покровительством зарубежных "режиссеров". Правда, и власть в Казахстане покрепче да пожестче киргизской: она уже предупредила, что на выступления оппозиции будет реагировать адекватно. Так что события могут принять совсем не бархатный оборот. Впрочем, в правительстве надеются, что до этого не дойдет и оппозиция изберет другие, ненасильственные методы диалога с властью. К тому же и президентские выборы, похоже, откладываются: из-за конституционной коллизии власти перенесли их с декабря этого года на декабрь следующего.

Итак, мы рассмотрели наиболее вероятных кандидатов на осуществление очередной революции. Есть в СНГ, конечно, и другие страны, но они, по нашему убеждению, не входят в их число. Например, в Молдавии, где в этом году должны состояться президентские выборы, не произойдет ничего экстраординарного, как не произошло на парламентских выборах. Президент-коммунист Воронин давно "перековался" в ярого приверженца Европы и противника России и смены курса Кишинева в связи с выборами не ожидается. Что касается Узбекистана и Туркмении, то они, конечно, вздрогнули от киргизских событий, но их режимы – наиболее авторитарные и жесткие в СНГ – от этого не изменились и не ослабли. Более того, они видят причиной событий в Бишкеке именно слабость власти Акаева, ее относительную демократичность. Следовательно, Каримов и Ниязов еще сильнее закрутят гайки – в этих условиях оппозиция сможет победить, только если въедет в страну на американских танках. Про Таджикистан и говорить нечего: хватило "разборок" и гражданской войны на протяжении 90-х годов, сейчас ему не до революций.

Итак, какие же выводы? Можно в основном согласиться с мнением директора Института политических исследований Сергея Маркова, который устанавливает такую очередность революций в СНГ: Казахстан, Белоруссия и, возможно, Армения. Россия в этот список, по мнению политолога, не входит, и в основном потому, что Путин "очень популярен. Пока..."

Добавим только следующее. Во-первых, Казахстан остается под вопросом: все будет зависеть от поведения власти в ближайшие месяцы, от того, насколько она будет "угодной" с точки зрения нефтяных интересов Запада и сможет доказать западному сообществу свою способность эволюционировать в сторону демократии (реформы уже заявлены). Тем не менее, высока вероятность того, что политическая карьера Назарбаева завершится на предстоящих в 2006 г. выборах, и весь вопрос в том, насколько революционным будет переход власти к новому лидеру, насколько преемственной будет его политика.

Во-вторых, Армения, очевидно, так и останется в ожидании революции или, точнее, денег на революцию. Власть будет лихорадить, возможны выступления против нее, возможна даже смена лидера. Но не смена курса: до "цветной" революции дело не дойдет – скажется внешняя угроза как объединяющий фактор и поддержка России.

А вот Белоруссия может довольно скоро лишиться своего сурового руководителя и круто поменять внешнеполитический курс. Весь вопрос – как это произойдет. Здесь следует отметить, что чем дальше, тем менее "бархатными" будут революции по "розово-оранжевому" сценарию. Возможно, теперь изменится сам сценарий: революция будет направляться на свержение не режима в целом, а конкретной личности – руководителя. Его будут постепенно прижимать санкциями, лишать финансовой независимости, угрожать и нервировать. Цель – лишить его возможности эффективно управлять страной и оказывать сопротивление, а в идеале – заставить отречься от власти. В наиболее "запущенных" случаях не исключено и силовое давление на такого лидера. Разумеется, все это будет сопровождаться масштабной PR-кампанией под лозунгом "борьбы с тираном"... Возможно, такой сценарий будет опробован на Белоруссии, и в марте следующего года мы действительно увидим нового, "демократически избранного" президента этой страны. Тогда настанет черед Туркмении и Узбекистана (при необходимости). Встанет вопрос и о России...

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей