Великий девственник

В Пушкинском музее открылась выставка, посвященная 200-летнему юбилею Андерсена. Ее устроители постарались представить зрителям "человека из плоти и крови", многогранного, со своими страстями, страхами и слабостями




В Пушкинском музее открылась выставка, посвященная 200-летнему юбилею Ганса Христиана Андерсена. Ее подготовили и привезли в Москву кураторы "Дома-музея Андерсена" в Оденсе – родном городе писателя. В экспозицию входят эскизы и рисунки сказочника, наделенного еще и талантом рисовальщика; портреты меценатов, которые не только выступали как заказчики, но нередко предоставляли Андерсену стол и кров; фотографии женщин, в которых влюблялся этот неукротимый романтик. Представленные на выставке карты с подробными маршрутами его поездок, отрывки из путевых блокнотов, зарисовки с натуры свидетельствуют о любви писателя к путешествиям. Другое увлечение, которое также нашло отражение в выставке, – непреодолимая страсть сказочника к театру.

Андерсен был человеком многогранным и противоречивым. Самородок, выбившийся "из грязи в князи", по преданию, больше всего на свете он любил рассказывать свои сказки. Однако сказки-то довольно жуткие: герои Андерсена сгорают в огне, замерзают на улице, жгут себе руки крапивой, умирают от чахотки и страдают тысячью других способов. Маленькие читатели и сегодня испытывают нервное потрясение от этих душераздирающих сюжетов, хотя жесткая назидательность все же смягчена свободными фантазиями и причудливым вымыслом автора. Причиной тому не какая-то особая жестокость или изощренный садизм, а истинный смысл сказок. Паустовский пишет о своем первом знакомстве со произведениями Андерсена так: "...тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые". И действительно, даже за волшебной, фантастической начинкой взрослому читателю нетрудно угадать в этих историях очертания христианской притчи (впрочем, в переводах, сделанных в Советском Союзе, христианскую подоплеку урезали до предела). Но протестантская дидактичность у Андерсена щедро компенсируется блистательной иронией и сентиментальностью, а главное, безоглядным воспеванием любви.

В полном смысле выходец из низов, сын прачки и сапожника, он так и не окончил начальной школы. Отец его рано умер, стиркой, которой промышляла мать, много не заработаешь, и в 12 лет Андерсен пошел работать на суконную фабрику подмастерьем, потом перешел на фабрику табачную. Его творческая жизнь началась с того, что на гастроли в родной Оденсе приехала театральная труппа из Копенгагена, тогда казавшегося Андерсену центром мира. Театральная стихия пленила его совершенно, и в 14 лет, заработав немного денег, он отправился в Копенгаген – покорить сцену и зрителей. После долгих мытарств ему удается стать учеником хормейстера и позднее поступить в хор и школу пения при театре, но вскоре Ганс Христиан услышал приговор: великим артистом ему не быть. Тогда тяга к перевоплощению, не реализованная на сцене, проявилась в литературном творчестве.

Когда он начал сочинять для театра, критики беспощадно громили его пьесы, а режиссеры не хотели их ставить. Однако театр оставался страстью Андерсена, и, будучи уже всемирно известным сочинителем сказок, он продолжал мечтать поставить свою пьесу в театре, много переводил для театра, делать переложения для сцены литературных произведений. И небезуспешно – на театральных подмостках с успехом шли пьесы "Дороже жемчуга и злата", "Первенец", "Грезы короля".

Кроме знаменитых сказок и пьес Андерсен оставил пять романов и повесть "Счастливчик Пер", множество стихотворений, пять сборников путевых очерков, мемуары, обширную переписку, дневники.

Личная жизнь писателя сложилась менее успешно, чем творческая. Известно, что внешность Андерсена отнюдь не соответствовала канонам красоты, тем более того времени. Это был высокий, даже долговязый человек с глубоко посаженными глазами и большим носом, к тому же страшно застенчивый. На первый взгляд он производил даже комическое впечатление и многим казался уродом. Однако это было поверхностное восприятие, те, кто узнавал его лучше, находили его элегантным. Но личной жизни писателя это не помогло. Доподлинно известно, что он любил трех женщин: Риборг Войт, сестру своего одноклассника, Луизу Коллин, дочь одного из меценатов-благодетелей, и певицу Йенни Линд. Но ни с одной из них роман не состоялся, как, впрочем, и ни со одной другой женщиной на свете, о чем можно судить по переписке Андерсена. Вероятнее всего, он так и умер девственником.

Создатели выставки ставили перед собой задачу глубже и подробнее познакомить с личностью писателя максимальное число людей всех возрастов, представить им "человека из плоти и крови", многогранного, со своими страстями, страхами и слабостями, заставить взглянуть по-новому на то, что кажется хорошо знакомым.

ГМИИ им. А.С. Пушкина, до 7 мая

Выбор читателей