Самый известный портрет Шекспира оказался фальшивкой

Исследователи выяснили, что считавшийся прижизненным портрет Шекспира был написан через несколько веков после смерти драматурга. На очереди у экспертов еще два якобы прижизненных изображения




Все чаще в последнее время выясняется, что давно признанные произведения искусства на самом деле не относятся к тому времени и не принадлежат тому автору, которому они приписывались, а являются либо более поздней подделкой, либо просто изначально были неправильно датированы.

Сейчас такая участь постигла один из портретов Уильяма Шекспира, известного под названием "Портрет Шекспира-Флауэра" (полотно названо по фамилии мецената, некогда подарившего его шекспировскому обществу). Английские эксперты Национальной галереи после долгих исследований пришли к выводу, что данная картина не может являться прижизненным изображением великого драматурга.

Подобный вывод был сделан в результате анализа слоев краски на портрете, и была обнаружена желтая хромовая краска. А она стала использоваться художниками только с 1814 года. Ранее картина датировалась 1609 г. (дата была проставлена на ней самим автором), ныне же ее приблизительная датировка – это период с 1814 по 1840 годы.

Исследование портрета началось в связи с готовящейся в Национальной галерее экспозицией, посвященной Шекспиру. Всего на экспертизу было представлено три изображения драматурга, два другие, известные как портреты Шардоса и Графтона, до сих пор подвергаются разного рода анализам с целью установления подлинности. На выяснение вопроса о подлинности холста Флауэра ушло в общей сложности четыре месяца, в ходе которых портрет исследовался с помощью рентгена, ультрафиолетовых лучей, микрофотографии и химического анализа проб краски.

Несмотря на то что портрет отныне будет иметь новую датировку и больше не будет носить гордого названия "прижизненного изображения Шекспира", тем не менее сотрудников Национальной галереи это особо не расстраивает. Куратор отдела XVII в. галереи Таня Купер отметила, что у некоторых людей и раньше возникали сомнения относительно подлинности портрета Флауэра из-за стиля его написания, который больше походил на стиль XIX века. Признание портрета произведением XIX в. она не считает страшной потерей. Купер отметила, что теперь полотно займет свое достойное место в портретистике, посвященной Шекспиру.

Это не первый случай, когда вокруг портретов Шекспира поднимается шумиха. В 2001 г. еще один портрет драматурга оказался в центре внимания экспертов. Тогда в Канаде было обнаружено ранее неизвестное изображение. Сейчас канадское полотно также находится на экспертизе.

Выбор читателей