Америка нагрела руки на помощи Советам

Помощь по ленд-лизу была для СССР существенной, но не решающей. Никакое "железо" нельзя сравнить с теми жертвами, которые понес советский народ, добывая общую для всех Победу над фашистской Германией




Известно, что в годы Второй мировой войны западные союзники, прежде всего США, оказывали материальную помощь Советскому Союзу по ленд-лизу (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду). Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года.

В годы войны на Западе весьма трезво оценивали роль ленд-лиза в достижении победы над врагом. Например, советник президента Рузвельта Г.Гопкинс отмечал: "Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии". Государственный секретарь Э.Стеттиниус, оценивая роль ленд-лиза, писал: "За эту помощь русские уже заплатили цену, которая не поддается измерению в долларах или тоннах. Это – миллионы нацистских солдат, убитых или взятых в плен, нацистские танки, превращенные в груды железного лома на поле боя, пушки и грузовики, брошенные отступающими германскими армиями". Но затем "холодная война" наложила свой отпечаток на освещение роли ленд-лиза как в СССР, так и на Западе. В 60-80-е гг. многие западные историки придерживались версии, в соответствии с которой решающую роль в победе СССР над гитлеровской Германией сыграл именно ленд-лиз (например, англичанин Дж.Эриксон утверждал, что "без американской помощи Россия потерпела бы крах только из-за одной нехватки продовольствия"). В свою очередь, многие советские историки указывали лишь на то, что поставки по ленд-лизу составляли всего 4% по отношению к продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. Если Сталин писал в июле 1945 г. Трумену, что "соглашение, на основе которого Соединенные Штаты Америки на протяжении всей войны в Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии", то позже некоторые отечественные историки утверждали, что поставки по ленд-лизу вооружения и различных военных материалов сыграли "известную, но незначительную роль в обеспечении Вооруженных сил СССР оружием и боевой техникой и некоторыми видами довольствия".

Документы и свидетельства, ставшие доступными в последние годы, дают возможность более объективно оценить роль ленд-лиза. Если общий объем поставок составлял 4% валового продукта народного хозяйства СССР, то по отдельным видам вооружений и оборудования, порой весьма ценного, он был намного выше. Так, в годы войны советская авиационная промышленность выпустила 122,1 тыс. самолетов всех типов, а по ленд-лизу поступило 18,3 тыс. самолетов, т.е. 15% всего самолетного парка. Причем большинство самолетов по своим летно-техническим характеристикам не уступали аналогичным типам люфтваффе, а то и превосходили их.

Танки союзников, составили 12% от выпуска советских танковых заводов (98,3 тыс. машин, включая САУ). И хотя по своим боевым качествам даже лучшие из них (например, М4-А2 "Шерман") уступали таким советским танкам, как Т-34, КВ-1, ИС, первые партии, прибывшие в конце 1941 г. (501 танк), сыграли немалую роль. Важными для Красной Армии и народного хозяйства стали поставки автомобилей. 427 тыс. машин (в СССР за войну было произведено 219 тыс.) придали Красной Армии мобильность и подвижность, столь необходимые в наступательных операциях 1943-1945 годов. Они составили 70% всех автомобилей, которыми располагала Красная Армия.

В военные годы существенную помощь по ленд-лизу получил и советский Военно-Морской Флот – 596 боевых кораблей и судов, или 22,3% от общего количества кораблей и судов, произведенных тогда отечественной промышленностью: 28 сторожевых кораблей (фрегатов), 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 202 торпедных катера, 60 сторожевых катеров, 106 десантных судов и барж, 33 вспомогательных судна и баржи. Из них около 80% кораблей и судов приняли затем участие в боевых действиях против флотов Германии и Японии. Кроме того, в 1944 г. в счет репараций с Италии Великобритания передала в аренду ВМФ СССР линкор, 9 эсминцев, 4 подводные лодки, а США – крейсер. Начиная с 1942 г. постройка отечественных боевых катеров осуществлялась с помощью импортного оборудования (например, двигателей американской фирмы "Паккард").

До сих пор малоизвестной стороной ленд-лиза остается его значимость для железнодорожного транспорта СССР. Союзники поставили 1981 паровоз и 11.156 железнодорожных вагонов различного назначения (в СССР за годы войны было построено 92 паровоза и чуть более тысячи грузовых вагонов).

Немалое значение для ведения вооруженной борьбы имели поставленные союзниками мотоциклы, средства радио- и телефонной связи, автоматическое оружие и противотанковые ружья, боеприпасы, взрывчатые вещества, металлические сборно-разборные плиты для аэродромов и многое другое. Так, до 1944 г. СССР получил от США 189 тыс. полевых телефонов и свыше 670 тыс. миль кабеля, которого хватило бы, чтобы обернуть земной шар 27 раз. В первый, оборонительный, период войны весьма ценными были поставки колючей проволоки (45 тыс. т, или 216 тыс. миль).

Поступления по ленд-лизу вооружения, военного снаряжения, сравнительно небольшие в первый период войны, постепенно увеличивались. Наращивание мощностей советской военной промышленности неизбежно вело к развитию энергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности, транспорта и других отраслей экономики. В связи с этим необходимы были соответствующие станки, технологическое оборудование, приборы, которые в СССР если и производились, то в недостаточном объеме. Постепенно они начинают преобладать в ленд-лизовских поставках. Пожалуй, трудно найти отрасль, как военного, так и народнохозяйственного предназначения, где бы в той или иной степени не использовались импортные материалы и оборудование.

Уже среди первых поставок было много остродефицитного сырья и материалов для производства оружия и военной техники. Государственный Комитет Обороны обязал Наркомат внешней торговли в первом полугодии 1942 г. закупить для предприятий авиапрома около 12 тыс. т специальной стали и проката из нее, алюминия и изделий из него, а также алюминиевые и дюралевые трубки для авиарадиаторов. За этот же период авиапредприятия должны были получить за счет импорта 2960 тыс. м авиатроса, 1994 тыс. м различных трубок, 20 тыс. м латунной сетки, 580 тыс. м резиновых шлангов и другие материалы, необходимые для производства боевых самолетов. В ноябре-декабре 1941 г. Наркомат внешторга должен был до 1 февраля 1942 г. приобрести в США для танкостроения 2 тыс. дизельных двигателей в комплекте с главным фрикционом, вентилятором, компрессором, стартером и генератором, а к 1 января доставить предприятиям танкостроения 10 тыс. комплектов электрооборудования для автомоторов фирмы "Додж" и 100 тыс. электросвечей, а также все компоненты для производства танковой электроарматуры. Для наращивания выпуска танков Т-34 в феврале и марте 1942 г. было принято решение о поставках большого количества станков, оборудования, сырья и материалов, а также инструмента, в том числе станков для нарезки конических спиральных шестерен.

Особенно тяжелое положение в начале войны сложилось с производством артиллерийских боеприпасов и патронов к стрелковому оружию, а закупки их у союзников не удовлетворяли все возрастающие потребности фронта. В конце 1941 – начале 1942 г. были приняты меры для регулярных поставок из-за рубежа основных компонентов для взрывчатых веществ и порохов, а также оборудования для ежесуточного изготовления 10 млн штук 7,62-мм патронов, а также 500 станков для производства боеприпасов.

Наращивание собственного производства оружия и военной техники с использованием сырья и материалов, станков и оборудования, поступавших по ленд-лизу, сыграло, пожалуй, не меньшую роль, чем готовая американская и английская техника и оружие. Свою роль играл и обмен военно-технической информацией с союзниками в соответствии с американским законом о ленд-лизе. 19 октября 1942 г. было принято постановление ГКО "Об обмене с США и Великобританией военно-технической информацией". В соответствии с ним при Государственном Комитете Обороны была создана постоянная комиссия для руководства этой работой. В ее обязанности входила подготовка запросов к США и Великобритании по военно-технической информации, представляющей для Советского Союза интерес, обеспечение ее получения, контроль за использованием, а также организация предоставления со стороны СССР такого рода информации США и Великобритании. Поставки в Советский Союз современных образцов военной техники, оружия и оборудования сами по себе уже являлись передачей военно-технической информации. Из-за рубежа поступала новейшая техническая документация в виде отчетов, докладов, описаний, инструкций, наставлений, бюллетеней, каталогов, чертежей и технических ордеров. Так, из Америки только по авиационной технике от инженеров ПЗК до конца 1945 г. СССР получил 11.313 различных инструкций; 89% экземпляров направляли в заинтересованные советские организации для ознакомления, использования и внедрения в советское производство.

Начиная с декабря 1942 г. в заявках СССР на поставку товаров по ленд-лизу начинают преобладать средства производства и остродефицитные материалы, направляемые затем на восстановление производства в освобожденных от противника районах. Для возрождения угольных шахт, нефтепромыслов, электростанций, предприятий черной и цветной металлургии остродефицитное оборудование завозится из США, Англии и Канады. Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР поступило 17,9 млн т различных грузов на сумму $9,8 миллиарда. Наивысшего пика поставки импортных грузов достигли в 1944 г.

Ухудшение отношений между западными державами и СССР, которое все явственнее просматривалось в конце войны в Европе, особенно после смерти Рузвельта (12 апреля 1945 г.), отразилось и на программе ленд-лиза. 11 мая 1945 г. президент США Трумен распорядился приостановить эти поставки для СССР. Советское правительство ответило на такой демарш нотой, в которой отмечалось, что СССР готов "принять к сведению" данное решение США, если американское правительство "не видит другого выхода". После разгрома Японии поставки по ленд-лизу прекратились.

По признанию американцев, ленд-лиз приносил немалые выгоды самим США. "Поставками из СССР, – отмечал бывший министр торговли США Дж.Джонс, – мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не частным случаем в торговых отношениях, регулируемых нашими государственными органами". Ленд-лиз оказался источником обогащения американских монополий. Подводя итоги в своей книге, посвященной помощи Советскому Союзу в годы войны, американский историк Дж.Херринг пишет: "Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества... Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь". Выгоды, очевидно, были немалые. И не только от ленд-лиза. Ведь единственной страной антигитлеровской коалиции, получившей весомый экономический выигрыш от войны, были США. Недаром в Соединенных Штатах Вторую мировую часто называют "хорошей войной". И, видимо, не случайно автор труда "Хорошая война: устная история Второй мировой войны" по этому поводу отмечает: "Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой... Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время".

Но был еще один немаловажный фактор сотрудничества в рамках ленд-лиза – сближение народов, воевавших против фашистского блока. В книге "Курсом к победе" бывший нарком ВМФ СССР Н.Г. Кузнецов писал: "Команды английских или американских транспортов... являлись нашими искренними союзниками в борьбе с фашизмом... Им, нашим добрым друзьям, простым и отважным морякам, хочется отдать должное и сейчас". В 1943 г. 10 млн американцев внесли немалые средства из своих сбережений в пользу советского народа. Английский "Фонд помощи России" также собрал значительные суммы пожертвований. Нужно отметить, что Советский Союз, в свою очередь, по мере сил помогал партнерам по антигитлеровской коалиции. США получили из СССР 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота и т.д. на общую сумму $2,2 миллиона. Сотрудничество государств, организаций, тысяч простых людей, совместно работавших в рамках ленд-лиза, свидетельствовало о том, что, выступая против гитлеровской Германии, люди, разделенные огромными расстояниями, океанами, морями и горными хребтами, хорошо понимали друг друга, верили, что, одолев фашизм, они обеспечивают мирную жизнь себе и грядущим поколениям.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод: да, помощь по ленд-лизу была весьма существенной и во многом способствовала победе Советского Союза. Существенной, но не решающей. Потому что никакое "железо" нельзя сравнить с теми жертвами, которые понес советский народ, добывая общую для всех Победу над фашистской Германией.

Автор – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ.

Выбор читателей