Вечная тема в искусстве великих

Три великих художника ХХ века – Дали, Дикс и Фукс – представлены более чем сотней работ на библейские сюжеты на выставке в Музее современного искусства


Фото: news.antiq.info



Библию недаром считают самой значительной книгой за всю историю человечества. На протяжении столетий она удивительным образом влияет на людей, причем не только на правоверных христиан. Испокон веков обращение к Библии для художников было возможностью в иносказательной форме рассказать о своем времени и попытаться найти ответы на вопросы, которые новейшая история ставила перед ними.

Даже самые отпетые скептики и прожженные циники, к которым, безусловно, относятся наиболее выдающиеся художники XX века, рано или поздно обращались к ветхозаветным и евангельским сюжетами. Ревностные католики писали сюжеты из иудейской истории, правоверные евреи оформляли христианские храмы, а ожесточенные войной яростные атеисты, увлеченные новейшими экспериментами в области искусства, неожиданно для себя вновь и вновь возвращались к "вечным" темам классической живописи и графики.

Выставка "Библейские сюжеты. Отто Дикс, Сальвадор Дали, Эрнст Фукс", открывающаяся в залах Московского музея современного искусства, посвящена творчеству трех великих представителей изобразительного искусства ХХ века. В творчестве каждого из них отправной точкой стало одно из великих событий истории ушедшего столетия. Началом переосмысления современной истории и современной формы в искусстве для Дикса стала Первая мировая война; для Дали источником многих экспериментов был феномен фрейдизма в культуре ХХ века; творчество Эрнста Фукса пронизано воспоминаниями об апокалиптических ужасах Второй мировой войны, проникнуто атмосферой венского Сецессиона и верой в возможность вселенского сознания. Стоит ли удивляться, что каждый из авторов выбрал свою тему среди множества сюжетов и их толкований в Книге Книг.

Основатель немецкого экспрессионизма Отто Дикс получил всемирную известность благодаря душераздирающим полотнам, посвященным Первой мировой. Мало кто догадывался, что еще в далеком 1918 г. раненый художник не только писал искореженные тела и посиневшие трупы, но и создал целый ряд религиозных картин. В живописи и графике 1920-1930-х годов Дикс продолжал регулярно обращаться к религиозным сюжетам, что, впрочем, не помешало нацистам причислить мастера к представителям "дегенеративного искусства". В 1960 г., незадолго до смерти, Дикс выпустил в свет большую серию литографий на сюжеты Евангелия от Матфея, ставшую завершением многолетних поисков мастера, соединившего опыт изучения средневекового европейского искусства и современных исторических реалий. Листы из этой серии вошли в состав московской выставки.

Великий мистификатор Дали обратился к религиозным сюжетам еще в 1930-е годы, а после Второй мировой исполнил целую серию произведений на библейскую тематику. Он изображал свои фантазии как виртуальный, абсолютно достоверный мир, "тайный сад", куда художник приоткрывает дверцу перед зрителем. В поздние годы Дали активно занимался печатной графикой. На выставке представлена его серия литографий 1970-х годов к "Потерянному раю" Мильтона и офорты из цикла того же десятилетия, посвященного Песни Песней, а также акварели и ксилографии на библейские сюжеты.

Австриец Эрнст Фукс родился гораздо позже остальных участников выставки – в 1930 году. Ему не довелось ни участвовать в Первой мировой войне, как Диксу, ни стать свидетелем Второй – как Дали. Зато он много путешествовал по свету, изучая различные верования и традиции религиозного искусства разных народов. Потратив немало времени на постижение законов иконописи и языка символов, Фукс создал свой пластический язык, вобравший в себя элементы сюрреализма, готики и романтизма. Его любимые источники библейских сюжетов – Книга Бытия и Книга Судей Израилевых. Именно они легли в основу литографий и офортов, вошедших в состав выставки.

Всего в экспозиции участвуют более 100 произведений, предоставленных галереей Боттингерхаус из немецкого города Бамберга.

Выставка работает с 9 июня по 7 августа

Выбор читателей