Государство скупает само себя

Сегодня сенсаций от крупных приватизационных сделок никто не ждет. В традиционно интересной с этой точки зрения "нефтянке" внимание привлекает борьба за крупный нефтехимический актив – завод "Полиэф"




В отличие от предыдущих лет, в текущем году не приходится ждать сенсаций от крупных приватизационных сделок. В традиционно интересной с этой точки зрения "нефтянке" помимо затянувшейся интриги вокруг пакета "Роснефти" занимательна лишь борьба за последний крупный нефтехимический актив – башкирский завод "Полиэф". Участие в конкурсе компании, тесно аффилированной с государством, придает ему колорит, характерный для крупных приватизационных сделок прошлых лет.

Достаточно вспомнить продажу 75% госпакета акций "Славнефти" в декабре 2002 г., покупателем которого стали тогда еще приближенные к государству "Сибнефть" и ТНК. Крупнейший актив ушел за $1,86 млрд, что всего на $160 млн превысило стартовую цену. Между тем "Роснефть", по заявлению президента компании Сергея Богданчикова, была готова выложить за акции "Славнефти" $3,1 милиарда. Однако за полчаса до начала торгов "Роснефть" отстранили от участия в аукционе под предлогом "неправильно оформленной заявки".

Похожим образом проходил в 2004 г. аукцион по приватизации 17,8% акций Магнитогорского металлургического комбината. Государственный пакет был продан по стартовой цене в $790,15 млн компании, которая действовала в интересах текущего менеджмента комбината, фактически – госсобственника. Другой участник – стальная группа "Мечел", которая уже владела 17% акций ММК, установила фантастический лимит своих затрат на аукционе в $2,15 миллиарда. Странным образом как раз в преддверии аукциона деятельность группы привлекла внимание правоохранительных органов. "Мечел" решил не испытывать судьбу и не только отказался от участия в аукционе, но и продал свой пакет акций комбината. По подсчетам аналитиков, при продаже ММК государство продешевило как минимум на треть.

Последняя крупная сделка по приватизации госсобственности состоялась в марте 2005 года. В начале года РФФИ выставил 100%-ный пакет "Полиэфа". По правилам конкурса, который в этот раз проходил на понижение цены, выигрывает компания, которая первая подает заявку. Единственную заявку на сумму 3,38 млрд руб. подало ООО "Завод "Селена", которое опередило других претендентов – АК "СИБУР" и ЗАО "ЛУКОЙЛ-Нефтехим", собиравшихся купить завод по цене примерно в два раза меньшей, о чем сообщало руководство компаний. В то же время "Селена" отдала за башкирский комплекс сумму, превышающую цену предыдущих несостоявшихся торгов: $109 млн в марте 2005-го против $104 млн в 2004-м. Как позже заявили представители РФФИ, продажа "Полиэфа" по большей цене полностью соответствовала интересам государства.

Вероятно, это был единственный случай, когда "более равные среди прочих" компании проиграли конкурс. Федеральная антимонопольная служба, выдавая "СИБУРу" разрешение на покупку "Полиэфа", закрыла глаза на то, что "СИБУР" целиком принадлежит "Газпрому". Сейчас более 50% акций газового монополиста (после сделки с "Роснефтегазом") находятся в государственной собственности, а закон о приватизации запрещает участвовать в конкурсе компаниям, в уставном капитале которых больше 25% акций принадлежит государству. Возможно, чтобы в итоге избежать претензий со стороны ФАС, "СИБУР" совместно с "ЛУКОЙЛ-Нефтехимом" специально к сделке создали СП ООО "Отечественные полимеры", однако так и не решились выставить свое детище в качестве прямого участника. В случае появления на сцене "Отечественных полимеров" легко было нарваться на обвинения в нарушении того же антимонопольного законодательства, но по другой статье.

В итоге все возвращается на круги своя: через три дня после продажи "Полиэфа" "СИБУР" и "ЛУКОЙЛ-Нефтехим" подали в Московский арбитражный суд иск к РФФИ и "Селене" о признании сделки недействительной, добиваясь возврата "Полиэфа" в госсобственность. Одновременно представители "СИБУРа" не перестают настаивать, что цена "Полиэфа" завышена, и еще в марте заявляли, что государство хочет получить за "Полиэф" больше его реальной цены и настаивали на снижении планки. Легко предположить сценарий, который стремятся реализовать проигравшие конкурс компании.

В прошлом по итогам таких конкурсов РФФИ был вынужден со скрипом признавать, что приватизация "прошла успешно", Минфин и МЭРТ публично выражали разочарование, а правительству приходилось как-то компенсировать недополученные бюджетом миллиарды. С течением времени перечень крупных активов, подлежащих приватизации, становится все короче. Неудивительно, что компании, аффилированные с государством, продолжают добиваться для себя преференций и особых условий.

Выбор читателей