"Семена жизни" не намного моложе Вселенной

Астрономы обнаружили в космосе сложные органические молекулы, существовавшие 10 млрд лет назад. Не исключено, что они являются "кирпичиками", из которых возникло все живое – на Земле и на других планетах

Новое открытие астрономов, обрабатывающих данные орбитального телескопа Spitzer, должно порадовать любителей "зеленых человечков". Находка позволяет предположить, что инопланетяне не только существуют, но и в какой-то степени похожи на нас с вами – по крайней мере, состоят из примерно такой же органики, а не из плазмы или других экзотических веществ.

Давно известно, что в космическом пространстве наряду с элементарными частицами и атомами встречаются и органические молекулы. Но вот вопрос, когда и как они появились, до сих пор оставался открытым. Сенсационные данные, полученные астрономами научного центра Spitzer, говорят о том, что "кирпичики", из которых строятся живые организмы, не намного младше самой Вселенной.

По словам сотрудницы центра Лин Ян, она и коллеги обнаружили в далеких галактиках полициклические ароматические углеводороды (их молекулы состоят в среднем из сотни атомов). Определить их помогли знаменитые инфракрасные детекторы Spitzer'а, которые во много раз чувствительнее аппаратуры, применявшейся прежде. "Осмотрев" при помощи телескопа восемь галактик, находящихся от нас на расстоянии около 10 млрд лет, астрономы зафиксировали в двух из них спектры вышеозначенных углеводородов.

Во-первых, интересно, что эти "кирпичики" могут существовать почти везде, даже в ярких "взрывающихся" галактиках, где активно формируются звезды. Не выносят они только близости черных дыр: "Молекулы довольно хрупкие – при слишком высокой температуре и в сильном радиационном поле они могут разрушиться", – говорит Лин Ян. (Кстати, таким образом можно определить, что за объекты населяют ту или иную галактику. Сейчас команда изучает с этой целью еще 50 звездных скоплений.)

Но главное в том, что галактики, в которых углеводороды уже найдены, мы сейчас видим такими, какими они были давным-давно – 10 млрд лет назад, всего через 3,5 млрд лет после Большого взрыва. "Тот факт, что эти сложные молекулы существовали так давно, действительно показывает, что предположения о наличии жизни в других звездных системах или галактиках – это не бред. И остается еще 10 млрд лет на то, чтобы живые организмы образовались и эволюционировали", – добавляет Лин Ян, впрочем тут же, как настоящий ученый, оговорившись, что это всего лишь "возможность".

Но одно можно сказать со всей определенностью. Когда 4,6 млрд лет тому назад пылевое облако вокруг Солнца "склеилось" в планету Земля, органика уже присутствовала в космическом пространстве и посему вполне могла выполнить роль "семян жизни". Хотя на роль прародителей земных организмов есть и другие кандидаты – например, "сахарная" комета из гликоль-альдегида, летающая в центре нашей галактики. В общем, "оплодотворить" планету несложно, были бы на ней подходящие условия для выживания...