Шанцев вышел из тени

По мнению одних наблюдателей, назначение столичного вице-мэра губернатором Нижегородской области – выход из тупика и компромисс для местных элит. По мнению других – вызов этим элитам


Фото: Первый канал



Вчера московский вице-мэр Валерий Шанцев прибыл в Нижний Новгород, где ему, судя по всему, предстоит проработать теперь не один год. Инициативе президента, предложившего вчера кандидатуру Шанцева на утверждение местному парламенту в качестве главы региона, сам будущий губернатор обрадовался. "Я вам скажу: конечно, неожиданно, для меня это было удивление, но, я думаю, удивляться тоже хорошо, это все равно как плакать плохо, а смеяться хорошо, и удивляться хорошо. Довольно-таки неожиданно. Но приехал я с чувством удовлетворения по двум, наверное, причинам. Первое – то, что президент заметил мою работу, оказал мне доверие, и доверие это многого стоит. Я понимаю, что это большая ответственность. А второе – то, что регион, в который меня представляют, – регион очень серьезный, обладающий большим потенциалом", – поделился Валерий Павлинович с журналистами.

Хотя местное заксобрание будет утверждать кандидатуру губернатора лишь 8 августа, ни у кого не вызывает сомнений, что вопрос, по сути, уже решен. Полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко вчера заявил, что у Шанцева есть все шансы пройти это согласование: "Валерий Шанцев – один из сильных управленцев Москвы, человек с колоссальным опытом работы и человек, который на всех этапах своей работы показывает, что работать плохо он не умеет", – подчеркнул Кириенко. Сами депутаты обещают голосовать "в едином порыве", консолидировано.

Во время вчерашних встреч Валерию Шанцеву пришлось отвечать на многочисленные вопросы нижегородцев. Бизнесменов волновало, не начнется ли с приходом человека из Москвы экспансия столичного капитала, с которым местному бизнесу будет сложно конкурировать, депутаты желали услышать готовую программу развития Нижегородского региона и интересовались, по каким принципам новый губернатор намерен формировать свою команду. Одного "варяга" в правительстве вполне достаточно, считают они. Шанцев всех успокоил: опираться он в случае своего назначения будет на местные кадры (если кто-то и будет привлекаться со стороны – только по необходимости), да и интересы местного бизнеса будут учтены. "Мне понравился настрой большинства депутатов на дело, чтобы решать проблемы и искать для этого ресурсы. Расхождения по принципам у нас не произошло. Настроение было доброжелательным. Я не видел ни острых, ни некорректных вопросов. Они были профессиональные по делу", – отметил будущий губернатор. По словам Шанцева, губернатор должен работать не меньше двух сроков. "За 1-2 года ничего не сделаешь. Президент будет смотреть, как я буду работать, и если он посчитает, что меня нужно оставить еще раз, он мне еще раз предложит, а дальше будет решать ОЗС. Я привык работать там, куда меня направляют люди, определяющие политику государства", – отметил Шанцев и пообещал оправдать доверие президента. При этом он не исключает, что еще вернется в Москву: "Если будет на то обстановка и мне предложат этот переход совершить, а это будет не через год, два или три, то, поработав здесь и получив признание, я могу рассчитывать на продолжение своей карьеры. Если здесь я все провалю, то на это рассчитывать нельзя".

Назначение "варяга", "третьей силы", считают местные аналитики, поставит точку в конфликте нижегородских элит. Как известно, еще совсем недавно некоторые источники предполагали, что конкурировать за пост нижегородского губернатора предстоит действующему главе региона Геннадию Ходыреву и его оппоненту, спикеру областной думы Евгению Люлину. Ходырева не хотели видеть губернатором местные депутаты – они дважды обращались к нему в письменной форме с просьбой больше не претендовать на эту должность. "Неэффективной" работу нынешнего губернатора и его команды считает представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Нижегородской области Дмитрий Бедняков. На фоне кадровых скандалов и отсутствия видимых успехов кандидатура, предложенная президентом, "выглядит очень привлекательно и очень перспективно для нас", – считает Бедняков. А вот Евгений Люлин взял самоотвод, заявил о намерении остаться на своем посту и всячески подчеркивал свои симпатии к Валерию Шанцеву, обещая помогать новому губернатору налаживать отношения с законодательным собранием и осваиваться на новом месте.

Как сообщил вчера нижегородскому РИА "Кремль" политолог Андрей Дахин, региону "была необходима третья фигура, которая является компромиссом для противоборствующих сторон". Впрочем, политолог считает, что с приходом нового губернатора "блага не посыплются на регион как манна небесная, региональным властям и новому губернатору придется их отстаивать, добиваться с трудом". С Дахиным согласен его коллега Олег Маслов: "В конфликте местных элит был единственно правильным решением поставить во главе области человека нейтрального ко всем конфликтующим сторонам. Новый глава субъекта федерации будет равноудален от всех региональных центров влияния".

С назначением Шанцева выиграет не только регион, но и сам новый губернатор, убеждены наблюдатели. "У него громадный управленческий опыт, который он не мог реализовать в полной мере в Москве на вторых ролях", – заявил РИА "Кремль" депутат ОЗС Виктор Портнов. "Я бы рассматривал это представление на пост губернатора как повышение, так как это выход из тени человека, который много лет является лидером в Москве, управлял городским хозяйством, это переход его на самостоятельную работу. Он истосковался по самостоятельной работе", – считает член Совфеда Дмитрий Бедняков. "Отныне я буду выступать в новом качестве, и буду являться первым лицом, а не заместителем, как ранее. Если раньше мои ошибки мог подправить мэр, то теперь вся ответственность ляжет на меня", – констатировал вчера сам кандидат в губернаторы.

"Назначение губернатором Шанцева означает совершенно разные вещи для рядовых жителей Нижегородской области и для тех, кто составляет предпринимательскую элиту, – считает политолог Александр Прудник. – Дело в том, что с точки зрения рядовых нижегородцев приход сюда человека, непосредственно связанного с мощнейшими московскими экономическими и политическими структурами, является несомненным благом. Но с другой стороны, для нынешней политической элиты Нижнего Новгорода это означает, что старый формат, с которым они привыкли работать, будет разрушен полностью. И роль ОЗС при таком губернаторе резко снизится, поскольку он не позволит быть в оппозиции". По мнению политолога Сергея Кочерова, в первую очередь Шанцев – это благо для простых нижегородцев и вызов для нижегородской элиты: "В лице Шанцева область получит достаточно жесткого хозяйственника с большим опытом руководства экономикой в условиях рыночных отношений. Это человек, с которым могут придти инвестиции, кредиты, финансовые потоки и вместе с ним в область придет еще больше московский капитал. Это прямой вызов как нижегородской бизнес-элите, так и политической элите. Придут новые люди, которые рано или поздно станут претендовать и на политические должности. Например: почему, если у нас губернатор-москвич, москвичом не может быть мэр Нижнего Новгорода?" Шанцев человек жесткий и не будет по мелочам пикироваться с депутатами, но в гораздо меньшей степени, чем Ходырев, позволит депутатам вмешиваться в дела управления области и уж, тем более, в подбор состава правительства, уверен политолог.

Выбор читателей