Гадкий паразит заставляет кузнечиков топиться

Французские ученые обнаружили любопытный факт: оказывается, насекомым тоже не чужда идея суицида. Массовые самоубийства совершают кузнечики. Правда, идти топиться их заставляют черви-паразиты

Странные вещи творятся на Земле благодаря хитроумной Матушке-природе. Каждый раз она подкидывает человеку, мнящему себя царем флоры и фауны, очередной сюрприз. Скажем, вы когда-нибудь могли себе представить, что насекомые, например, кузнечики, тоже могут совершать самоубийства? Разумеется, свою короткую жизнь божьи твари решают прервать не из-за семейных неурядиц или от того, что вон та самка с другим упрыгала. На отчаянный шаг саранчу толкает паразит – червь Spinochordodes tellinii.

Дэвид Бирон и его коллеги из французского исследовательского центра IRD обнаружили, что паразитирующее насекомое буквально "промывает" несчастным кузнечикам мозги. Причем после такой тотальной "промывки" кузнецы прыгают в воду и топятся. Дело в том, что данные представители фауны плавать еще не научились.

Как выяснили ученые, червь прекрасно уживается с кузнечиками и сверчками, пока находится в младенчестве. Они мирно сосуществуют, не мешая друг другу. Однако эта идиллия заканчивается, как только у паразита наступает переходный период и наступает пора превращаться ему во взрослую особь.

Поскольку червь водяной, закономерно, что его перестает устраивать сухопутный хозяин. Для дальнейшего развития паразиту становится необходима вода. В итоге, он каким-то образом заставляет кузнечиков находить смертельную для последних влагу и очертя голову в нее прыгать. После этого счастливый червяк отправляется на поиски партнера, безжалостно оставляя хозяина умирать в враждебной для него стихии.

Исследователей заинтересовал вопрос, каким образом личинке удается таким образом промыть кузнечику мозги, чтобы он отправился навстречу собственной гибели. Оказалось, что червь производит особые белки, которые непосредственно или косвенно затрагивают центральную нервную систему насекомого-хозяина. Паразиты изменяют функцию этой системы с помощью молекул, которые "подражают" собственным белкам кузнечиков. В результате вредоносные твари начинают управлять поведением своих хозяев.

Ученые говорят, что черви используют уникальный подход. Хотя, стоит отметить, что известны и другие паразиты, которые контролируют свои "живые дома". Тем не менее, по словам Бирона, механизмы, лежащие в основе этой интригующей стратегии остаются плохо понятыми.