Фантастический Май в сентябре

Станковые пейзажи, исполненные Митуричем во время поездок по самым экзотическим окраинам, подготовили его к масштабной работе - он расписал 200 м стен в московском Палеонтологическом музее


ФОТО: Museum.ru



Известный советский график и иллюстратор Май Митурич появился на свет исключительно благодаря великому русскому поэту Владимиру Хлебникову. Злые языки утверждают, что папаша будущего мастера Петр Митурич настолько преклонялся перед легендарным поэтом, что женился на его сестре Вере – женщине замечательной, но совершенно некрасивой. Зато Петр и Вера были неплохими художниками, поэтому талантливому Маю был открыт широкий творческий путь.

Детство Мая Митурича прошло на Мясницкой улице, напротив Меншиковой башни – здесь жили и неустанно тусовались студенты прогрессивного ВХУЦТЕМАСа. Вслед за родителями Май избрал карьеру художника-графика и благополучно поступил в Полиграфический институт. В те времена особенно выбирать не приходилось – шла война, Май считался еще не демобилизованным солдатом и начал свое образование на заочном отделении. В послевоенные годы разрухи и голода трудно было даже помыслить о кистях и красках.

Однако позже, несмотря на то, что Митурич прославился прежде всего как гениальный рисовальщик и книжный иллюстратор, он так и не решился окончательно отказаться от живописи. Тем более, что в доме его отца живопись почиталась наиболее достойным и увлекательным занятием для художника. Станковые пейзажи, исполненные Маем Митуричем исключительно для себя во время многочисленных поездок по самым экзотическим окраинам необъятного Союза, подготовили его и к более масштабной работе - к созданию росписи на двухстах метров стен в московском Палеонтологическом музее, где Митурич работал вместе со своим коллегой В.Дувидовым (тоже, кстати, графиком).

С живописью связан и последний период в творчестве художника. В начале 1990-х Митурича занесло в далекую Японию, где и сложился его поздний стиль, особо ценимый знатоками и критиками. Но все же для абсолютного большинства Митурич навсегда остается автором чудесных иллюстраций к Киплингу, Кэрроллу, Аксакову и, конечно же, Корнею Чуковскому.

Считается, что, работая с книгой, Митурич сумел совместить блестящую школу Фаворского с лучшими традициями художников ленинградской школы. Иллюстрации Митурича лучатся мягким обаянием, пластическим артистизмом, юмором, заставляя вспомнить великолепных мастеров, которых в 1936 г. газета "Правда" силилась растоптать под именем "художников-пачкунов". На книжной странице он словно ведет "изобразительный" диалог с В.Конашевичем, Ю.Васнецовым, Н.Чарушиным.

И при всем том Май Митурич всегда неповторим и узнаваем. Не случайно многие книги, оформленные художником, специально переводились на иностранные языки, а работы Митурича хранятся в крупнейших музейных собраниях России и в частных коллекциях Японии, Германии, Финляндии и Америки.

Долголетний творческий путь этого мастера в нашей стране, с ее историей, вполне может казаться невероятным, едва ли не фантастическим. Он не только охватывает почти весь прошлый ХХ век, но и входит в нынешний XXI. А это восемь десятилетий, переполненных катастрофами, событиями, свершениями.

Ко многим ключевым эпизодам драмы века этот человек имеет личное отношение, что само по себе впечатляет. Ему удалось пройти длинную череду испытаний и выйти из них победителем. На суровые вызовы жизни он сумел найти творческие ответы, оказавшиеся внятными, убедительными и важными для многих из его современников, людей разных поколений и даже стран.

Юбилейная выставка Мая Митурича в Государственной Третьяковской галерее охватывает все периоды его творчества, уделяя основное внимание последним работам мастера.

Выбор читателей