"Катрина" ослабит Америку и добьет Россию

Обрушившийся на Америку ураган может спровоцировать экономический кризис мирового масштаба, в котором сами США пострадают гораздо меньше остальных государств




Удар стихии, обрушившийся на Соединенные Штаты, стал главным событием прошедшей недели. Вызванный последствиями урагана кризис, набирающий силу в США, имеет под собой в первую очередь топливно-энергетическую основу. Углеводородные энергоносители продолжают оставаться "кровью" мировой экономики, а значит, есть все основания полагать, что последствия "Катрины" еще отзовутся в мире, в том числе и далеко за пределами Америки.

Напомним, что в результате стихийного бедствия в Мексиканском заливе уничтожены 30 нефтяных платформ, а еще 28 платформ и буровых установок выведены из строя. Потери нефтедобычи США на шельфе Мексиканского залива приближаются к 7,5 млн баррелей. Суточная потеря соответствует 1,356 млн баррелей в день, что составляет около 90,4% от среднесуточной нормы добычи. В связи с отсутствием сырья, а также непосредственно из-за последствий урагана, остановлена работа 9 нефтеперерабатывающих заводов.

Следствием стихийного бедствия стал бензиновый кризис. За считанные дни цены на АЗС подскочили более чем вдвое, кое-где достигнув невиданного уровня – $6 за галлон (3,785 литра). На заправочных станциях американских городов появились очереди, причем, несмотря на колоссальный рост цен, американцы норовят заполнить топливом чуть ли не все имеющиеся в их распоряжении емкости. Это заставило власти США начать использовать собственные нефтяные резервы, а также резервы других государств. Так, из американских и международных стратегических запасов будут ежедневно изыматься около 2 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. Около 44% от этого количества составит сырая нефть из американских хранилищ, а 56% должно прийтись на бензин из стратегических запасов европейских стран и Канады.

Вопросом о том, каковы будут последствия топливного кризиса в США, задаются сегодня экономисты практически всех стран мира. Пока ответить на него достаточно трудно из-за недостатка информации. В частности, крайне важно знать, пострадали ли (и в какой степени) основные НПЗ, находящиеся в районе катастрофы. Это связано с тем, что в последние годы в США наиболее остро стоит не столько проблема недостатка сырой нефти, сколько ее переработки. Аналитики уже давно указывают на недостаточное число ныне действующих американских НПЗ.

Исходя из того, что из задействованных американскими властями международных резервов больше половины приходится на бензин, можно предположить, что ситуация с НПЗ или, как минимум, с запасами сырья на них, вызывает определенные опасения. С одной стороны, доставка в США уже готового бензина из Европы и Канады позволит быстро насытить рынок и погасить дефицит. С другой – завоз в страну не сырой нефти, а конечного продукта ее переработки, потребует дополнительных финансовых затрат.

И все же пока нет особых оснований говорить о наступлении бензиновой катастрофы. Американцам придется нелегко на протяжении двух-трех недель, которые уйдут на погрузку танкеров, их плавание и разгрузку в портах США. За это время цены на топливо, возможно, достигнут невиданных доселе высот, после чего, по мере наполнения рынка, начнут снижаться. Не стоит забывать и о том, что нынешние рекордные уровни стоимости топлива в США близки к его обычной стоимости в Западной Европе, да и доля расходов на бензин в бюджетах американских семей в обычных условиях довольно невысока. Поэтому, даже если бензиновый кризис и затянется на несколько недель, вряд ли он приведет к каким-либо социально-экономическим последствиям в самой Америке.

Гораздо более неоднозначными видятся последствия происходящего для других стран, оказавшихся втянутыми в орбиту американского топливного кризиса. Так, например, глава Международного энергетического агентства (МЭА) Клод Мандил в интервью немецкому изданию Die Welt высказал опасения, что последствия урагана "Катрина" могут вызвать мировой энергетический кризис. Чиновник обратил внимание на то, что, если проблемы с нефтепереработкой в США окажутся более серьезными, чем это кажется сейчас, и закупки бензина в Европе затянутся на продолжительный период, возникнет реальная опасность энергетического кризиса уже в мировом масштабе. Глава МЭА абсолютно прав, так как по сравнению с американской европейские экономики гораздо более чувствительны к ситуации на топливном рынке и могут не выдержать затянувшегося "донорства". Длительные поставки топлива в США неизбежно приведут к росту цен в Старом Свете, со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.

Не в лучшей ситуации могут оказаться и развивающиеся страны. Вызванный "Катриной" скачок цен на сырую нефть и ее продукты может легко "сломать" не особо устойчивые экономики. В первую очередь это касается тех стран, где государство дотирует цены на бензин, например, Индонезии.

Однако кризис может выразиться не только в резком скачке мировых цен, но и в не менее заметном их падении. Это, во-первых, связано с тем, что в последние годы нефтяной рынок стал чуть ли не самым спекулятивным рынком в мире. Резкие колебания нефтяных фьючерсов сулят хорошие прибыли тысячам трейдеров, и информационное "раскачивание" рынка давно стало одним из приемов зарабатывания на нем денег. При этом аналитики не устают говорить о том, что нефтяной рынок все больше отрывается от реальности, определяемой спросом и предложением, и начинает жить "по своим законам".

Во-вторых, мы уже обращали внимание читателей на то, что нынешний высокий уровень цен на нефть обусловлен, в том числе, и вполне целенаправленными действиями со стороны США. Распространенное мнение о том, что Америке не нужна дорогая нефть, верно лишь отчасти. Оставаясь единственным мировым экономическим и политическим лидером, с помощью высоких нефтяных цен США могут сдерживать развитие главных своих конкурентов – ЕС и Китая. В отличие от постиндустриальной Америки, где доля нефти в себестоимости основных продуктов достаточно невелика, Европа и Китай страдают от дороговизны "черного золота" по полной программе. Более того, дорогая нефть и постоянный ажиотаж на рынке обеспечивают стабильный спрос на американскую валюту и долларовые активы. Это способствует поддержанию устойчивости финансовой системы США, являющейся сегодня наиболее слабым местом американской экономики.

Возвращаясь к текущей ситуации, можно сказать, что "Катрина" внесла ряд корректив в описанную выше схему. Ураган действительно на время подорвал американскую нефтяную отрасль, приведя к реальному, а не виртуальному дефициту нефти и нефтепродуктов. Почувствовав удар (с ростом спроса), рынок вполне может на какое-то время взметнуться до невиданных высот. Если это время окажется продолжительным, то жертвами высоких цен падут страны Европы (наиболее уязвимые) и развивающиеся экономики, типа индонезийской. Возможно, что в непростой ситуации окажется и Китай. В том случае, если данные экономики войдут в состояние спада, следующим этапом станет резкое падение мировых нефтяных цен. Сомнительно, что Соединенные Штаты станут в этом случае продолжать игру в "дорогую нефть", так как, во-первых, для этого у них будет недоставать ресурсов, а во-вторых, просто может отпасть необходимость в такой игре.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? В среднесрочной перспективе в лучшей ситуации, как ни странно, окажется главный пострадавший – США. Потеря 1,4 млн баррелей в день не является неразрешимой проблемой для американской нефтяной отрасли. Уничтоженные 30 и поврежденные 28 из более чем 800 платформ в Мексиканском заливе не могут нанести критического удара по нефтянке. Основная проблема, похоже, будет заключаться в снабжении НПЗ сырьем и вскоре будет решена – недостающую нефть Америка доберет через импорт. К тому же рано или поздно на переработку начнет поступать нефть с платформ, работы на которых были временно прекращены из-за урагана. Проблема в том, насколько затянется процесс восстановления и выдержит ли его работающая в донорском режиме Европа.

Что касается России, то не надо быть провидцем, чтобы понять, что может ожидать страну в том случае, если мировой рынок нефти начнет резкое падение. Учитывая, что у нас на дорогую нефть поставлено все, начиная от национальной безопасности и социально-экономической ситуации и заканчивая политическими карьерами государственных лидеров, о возможных последствиях лучше не думать. Досадно, что изменить ход событий на данном этапе уже невозможно: все, включая дальнейшую судьбу России, будет решаться далеко от ее границ и без ее участия.

Выбор читателей