Тренер за $2000 в день – не роскошь, а суровая необходимость

Российский рынок тренинговых услуг уверенно растет: ежегодный оборот составляет порядка $200 миллионов. По-прежнему самыми востребованными остаются тренинги по продажам




Постоянное обучение в наши дни – не просто дань моде, а осознанная необходимость для тех, кто хочет оставаться на вершине успеха. Поэтому компании все чаще завлекают перспективные кадры возможностью корпоративного обучения. Не удивительно, что отечественный рынок тренинговых услуг уверенно растет. Что же он представляет собой на сегодняшний день?

Становление современного российского рынка бизнес-тренингов началось во второй половине 90-х годов, когда в стране появились первые компании, предлагавшие краткосрочное обучение для профессионалов. Те из них, кому удалось пройти через дефолт и дожить до наших дней, по-прежнему имеют хорошую репутацию, хотя уже не всегда успевают за запросами рынка. Второй пик активности пришелся на начало текущего века. Профессия тренера постепенно становилась все более популярной, в нее приходили специалисты из смежных областей: психологии, педагогики, реже – менеджмента. В это время возникли компании-провайдеры, основная функция которых – четко понять запрос клиента и найти подходящего тренера. Тенденция последнего времени – создание тренинговых компаний бывшими HR-директорами. Отличительной чертой таких организаций является попытка синтеза в рамках одной структуры тренинговых и консалтинговых услуг. В целом можно констатировать, что отечественный рынок тренинговых компаний уже пережил фазу активного роста и стабилизировался. Ежегодно он увеличивается приблизительно на 15%, оборот составляет порядка $170–200 миллионов.

Большая часть этих средств, как нетрудно догадаться, сосредоточена в Москве. Только 15–20 компаний имеют питерскую прописку и примерно столько же разбросано по другим крупным городам России. Всего, согласно справочникам, заявляют о себе как о тренинговых порядка 500 компаний, реально на рынке заметны около 60-ти, и лишь о 25–30 можно говорить, как о сильных компаниях с деловой историей и репутацией. Эти два-три десятка компаний занимают 75-80% рынка, у них же концентрируются самые крупные корпоративные заказы.

Независимые тренеры – отдельная, весьма небольшая, но довольно специфическая группа на рынке. Поскольку спрос на тренинги постоянно растет, а планка выхода на рынок невелика, желающие попробовать себя в этом качестве будут всегда, полагают эксперты. "Однако если на Западе вольный тренер – это тот, чья цена слишком высока, и компании, как правило, не могут позволить себе держать такого профессионала в штате, то в России большинство тренеров именно "вольные". Как правило, это те, кто не смог или не захотел построить сотрудничество с какой-либо одной конкретной компанией, и те, кто просто очень любит самостоятельно работать", – поясняет руководитель отдела информационной поддержки кадрового менеджмента Begin Group Анастасия Каслина. Конкуренцию серьезным компаниям независимые тренеры составляют лишь в тех исключительно редких случаях, когда речь идет о широко известных персонах, таких на рынке насчитывается не более 20–30 человек. При этом многие уже создали собственные компании, поэтому говорить об их независимости можно с некоторой оговоркой.

Примечательно, что в последнее время угроза благополучному существованию тренинговых фирм исходит со стороны потенциальных заказчиков. "Компании, укрупняясь, формируют собственные отделы обучения и стандартные вопросы решают с помощью внутренних тренеров, отнимая работу у тренинговых компаний и свободных тренеров. Этот институт уже стоит на ногах, и если 2-3 года назад в корпоративных учебных центрах не часто работали приличные тренеры, сейчас специалистов хорошего уровня в штате фирм достаточно много", – говорит Виталий Булавин, генеральный директор школы менеджеров "Арсенал". Одновременно происходит рост спроса на формализованные образовательные услуги, предоставляемые в виде компьютерных программ или на иных носителях, что также позволяет экономить на обучении. Например, обучение знанию какого-то продукта не требует присутствия тренера, достаточно текстовых материалов.

Тем не менее, спрос на бизнес-тренинги не иссякает. Правда, если раньше законодателями потребительской моды на данном рынке были западные компании, то в последние 1,5 года на эту роль активно претендуют российские организации. Сейчас тренинги заказывают самые разные компании, однако для многих обучение сотрудников остается в большей степени данью имиджу престижного работодателя, с целью привлечения и удержания персонала. Не очень хорошо отразилось на рынке тренинговых услуг и "дело "ЮКОСА". "После этого эпизода крупные компании снизили активность, потому что "ЮКОС" был, наверное, самой обучающейся компаний. Правила игры в нашей экономической, исходящей из политической, жизни оказались таковы, что потребности в обучении и развитии компетенций крупным компаниям стали меньше нужны. Для их выживания роль компетентности сотрудника значимо уменьшилась. И даже если цифры заказа со стороны крупных компаний не снизились, это может происходить по инерции: есть определенные планы обучения, и они заказывают тренинги, но насущной необходимости не чувствуют. "ЮКОС" в первые месяцы после ареста Ходорковского тоже продолжал обучать своих сотрудников", – говорит Виталий Булавин.

Что касается тематики предлагаемых программ, по-прежнему самыми востребованными остаются тренинги по продажам. Наблюдается спрос на тренинги по финансам. Компании часто проводят тренинги по общему менеджменту (сюда входят навыки управления коммуникации, личной эффективности, тайм-менеджмент и другие базовые навыки для бизнес процессов) и управлению персоналом. Чаще всего внешнее корпоративное обучение проводится для топ-менеджеров и менеджеров среднего звена; в меньшей степени фирмы склонны обучать узких специалистов и новых сотрудников. Предпочтение отдается краткосрочным одно-двухдневным тренингам. Перестали пользоваться популярностью открытые тренинги, на которые посылались по 1-2 специалиста от нескольких компаний, теперь акценты сместились на корпоративные программы для целой группы сотрудников одного предприятия. При этом клиенты стали более разборчивыми и грамотными, они требуют конкретных результатов и четкого понимания того, как изменятся параметры их бизнеса после проведения обучения: уровень прибыли, объемы продаж, мотивация. Самые дорогие программы обучения стоят более $3000 за один день корпоративного тренинга. Но таких продаж на рынке краткосрочного обучения – единицы. В среднем же цены колеблются от $2000–2500 в день за программы, проводимые известным тренером и компаниями-лидерами, до $300 у мелких провайдеров или малознакомых рынку независимых тренеров.

Выбор читателей