В Москве покажут нестыдное кино

Британское кино – разное, как и положено одной из старейших мировых кинематографий. Разное, но почти всегда качественное и нестыдное. В чем можно будет убедиться на уже традиционном фестивале


Фото: UKFILMS.RU



Британское кино, всегда казалось мне похожим на классический мужской костюм: в моду входит редко (хотя порой все же входит), но и надеть не стыдно. Добротная вещь – сшита хорошо, материал качественный и, главное, как-то уровень задает, в строгости держит обладателя. Поэтому, как бы ни менялась кинематографическая мода, мы с друзьями каждый год ходим в ба... на фестиваль "Нового британского кино". Шестой год подряд. Такая уж традиция.

На этот раз в Москве фестиваль пройдет с 4 по 10 октября на двух площадках: в Центральном доме предпринимателя фильмы будут идти на английском языке, с переводом через наушники, а в кинотеатре "Художественный" – на русском. Всего покажут 10 кинолент, которых у нас массовый зритель еще не видел, и, скорее всего, кроме как на фестивале, не увидит – британское кино в наш прокат попадает, мягко говоря, не часто. Однако есть и исключения. Например, фильм "Гамбургский смертник" уже могла посмотреть вся Россия – 11 сентября, в годовщину воздушной атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, эту картину (правда, под названием "Охота на близнецов") транслировал "Первый канал". Что, впрочем, неудивительно – лента рассказывает об одном из непосредственных участников того теракта, отпрыске ливанских эмигрантов, превратившегося из подающего надежды западного студента в террориста-смертника.

Характерно, что "Гамбургский смертник" не единственный фильм в программе нынешнего фестиваля, затрагивающий тему взаимоотношений западной цивилизации и мусульманского мира. Менее громко, но не менее остро эта проблема затрагивается еще в двух лентах – "Ясмин" и "Прощальный поцелуй". В этих картинах нет террористов, заговоров и конспиративных квартир – все обыденней, понятней, но отнюдь не проще. В первом случае рассказывается история обычной западной девушки Ясмин, вышедшей по просьбе отца замуж за пастуха из пакистанской деревни. Он и парень хороший, и мусульманин правильный, но некоторых вещей не понимает отчего-то совершенно. Поэтому совсем без конспирации и в этой истории не обошлось – ведь западной девушке Ясмин регулярно приходится прикидываться восточной женщиной. А может, наоборот – Ясмин и сама не всегда понимает, западная она или восточная.

В "Прощальном поцелуе" та же проблема рассматривается немного под другим ракурсом – это история большой и чистой любви между Касимом – британцем пакистанского происхождения и Ройзин – британкой происхождения ирландского. Она – учительница музыки, он – ди-джей в клубе, их отношения развиваются стремительно, они полны нежности и романтики, но в то же самое время во дворе около дома Касима стучат мастерками рабочие, складывая пристройку, где Касим должен будет счастливо проживать со своей будущей женой Ясмин (это другая Ясмин). Режиссер Кен Лоуч сделал эту историю очень негромкой, прозрачной, неторопливой. Здесь и шутят вполголоса, и горюют без крика. Касим разрывается между любовью к Ройзин и долгом перед семьей. Самое любопытное, что этот мифический долг почему-то не кажется совсем уж мифическим, и высказывания ретроградов и "исламских фундаменталистов" звучат иногда не менее логично, чем призывы к свободе в выборе своей судьбы.

Впрочем, одними межнациональными и межконфессиальными проблемами "Новое британское кино" не ограничивается. Есть в программе и психологические триллеры ("Травма"), и криминальные истории ("Слоеный пирог"), и даже фильм-реконструкция одного реального альпинистского восхождения, рассказанная его непосредственными участниками, – "Касаясь пустоты".

Британское кино разное, как и положено одной из старейших мировых кинематографий, переживавшей в своей долгой истории и лучшие, и худшие дни. Разное, но почти всегда качественное и нестыдное. Как хороший костюм.

С московской афишей фестиваля можно ознакомиться здесь.

Выбор читателей