Бедные тоже смеются

Ситуация тотального обмана перерастает в большую и жестокую игру. Переписывание истории не проходит даром, и не только городок меняет название, но и старого партизана вынуждают назваться эсэсовцем




Бедные родственники
Россия – Франция, 2005
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Наталья Коляканова


"Бедные родственники" Павла Лунгина – еще один, после "Настройщика" Киры Муратовой, фильм о незадачливом аферисте-интеллигенте, который, похоже, становится любимым киногероем нашего времени, истосковавшегося по новому Остапу.

Прошлая картина Лунгина, "Олигарх", была снята об аферисте "в законе", удачливым манипуляторе и талантливом математике. В новой гуманитарий Эдуард (Константин Хабенский) собирается нажиться на родственных чувствах богатых иностранцев, ищущих своих оставленных на Украине сестер, дядьев и предков. И не беда, что городок Голутвин давно уже стерт с лица земли, если в нескольких километрах от него есть Голотвин.

Трогательная и порой смешная история о внутреннем человеческом родстве еще раз подтвердила репутацию Лунгина как мастера ансамбля (актерский состав его "Свадьбы" в 2000 г. был отмечен в Каннах специальным призом). У него равно хороши и мальчик, поющий арию Кармен, и Даниил Спиваковский, играющий еврейчика-смотрителя кладбища, и Константин Хабенский, получивший за исполнение главной роли приз "Кинотавра".

Однако гармония фильма складывается из персонажей, которые сами по себе не обязательно выверены. Формально персонаж Хабенского как раз и создан, чтобы держать вокруг себя разбегающиеся сюжетные линии. Он запускает в действие механизм фильма, шестеренки которого вскоре начинают вращаться совершенно самостоятельно и часто даже в противоположную сторону.

Каждая "семейная история" играется как будто в вакууме – старая еврейка Эстер (лучшая роль фильма в исполнении девяностопятилетней эмигрантки из России Эстер Гуэтен) и ее американский "брат" отдельно, одинокая мать с сыном-подростком и артистичный "племянник" отдельно, интрижка американского "синего чулка" и самого Эдика отдельно. Есть даже небольшая детективная подыстория с выкапыванием трупа и трагикомическая линия замышляемого убийства.

Из общей мозаики особенно выбивается Сергей Гармаш, которого Лунгин называет одним из своих любимых актеров. За время действия "Бедных родственников" он все глубже врастает в голую схему образа шофера-алкаша, которого может успокоить только боготворимый им бывший начальник. Эскизна американская дочка и вообще большинство основных персонажей. На их фоне особенно выделяются резче выписанные третьеплановые чудики: банщик, развлекающий всех байками о собственном прошлом в качестве космонавта и о старом друге, живущем в виде огромной рыбины в одной из кадушек; герой Спиваковского, который отдает могилу своей бабушки под прах чужой, а потом пытается его выкопать, расплачиваясь за преданность семье собственным ухом; бывший большой начальник на инвалидном кресле, который гордо взмывает в небо с помощью подъемного крана.

Ситуация тотального обмана перерастает в "Бедных родственниках" в большую и часто жестокую игру. Переписывание истории не проходит даром, и не только городок меняет название, но и старого партизана вынуждают назваться эсэсовцем. Героя, дарящего клиентам фальшивое чувство "принадлежности" и всеобщего людского братства, настигает возмездие – предвестие прозрения. В какой-то момент комедия неминуемо соскальзывает в чистую фантасмагорию подводного приключения Эдика-Хабенского, который уже успел повисеть на импровизированном кресте. Фильм, созданный на средства России и Франции, пробует донести себя до зрителя и так и эдак – немного абсурдно, немного забавно, немного нервно. Выход "Бедных родственников" в прокат покажет, сможет ли он достичь цели.

В кинотеатрах с 6 октября

Выбор читателей