Рок-н-ролл и теория "Большого взрыва"

Rolling Stones – группа, способная чувствовать время и прогибать его под себя. Многие музыканты, которые начинали в 60-е, давно выдохлись, исчерпали творческий ресурс и ныне благополучно забыты. Но не "роллинги"




Rolling Stones – "A Bigger Bang" (2005)
Идея названия диска – "Большой взрыв" – в общем, понятна. Но просто взрыва, вероятно, мало, "роллингам" захотелось чего-то еще более космического и, желательно, помощней. Что тут можно сказать? "Блажен тот, кто ничего не ждет, ибо он не будет разочарован"... Взрыва не получилось – но так ли он на самом деле важен? Ведь Rolling Stones – группа, способная чувствовать время и прогибать его под себя. Многие музыканты, которые начинали в 60-е, давно закончили свое существование – выдохлись, исчерпали творческий ресурс и ныне благополучно забыты. "Роллинги" же не боятся даже стареть – они не носят парики, не делают подтяжки и не выставляют себя на посмешище, нанимая армию персональных тренеров. Так что если хотите сломать стереотип о творческом потенциале, который иссякает с годами, – послушайте этот альбом. Есть такой тип музыки, которая с годами становится только лучше. "A Bigger Bang" – не лучшая запись Rolling Stones, не прорыв и не чисто коммерческое предприятие, как "Bridges to Babylon", но очередное доказательство вышесказанного. Вы спросите, что есть на пластинке такого, что сможет заставить вас не отходить от проигрывателя в течение часа? Ответ – почти все. На диске много самоповторов из прошлого, вроде "Rough Justice", немного фанка, пара классических "стоунзовских" баллад и очень много рок-н-ролла. Обязательный номер программы всех порядочных людей – наезд на Буша – тоже имеется: "Sweet Neo Con". Но и это все ерунда. В творчестве "роллингов" присутствуют две главные вещи, которые слушатель хочет получить от музыки: секс и стиль. И новый диск Rolling Stones – всегда тот случай, когда за сексом и стилем отправляются в музыкальный магазин.
(*****)


Les Paul & Friends – "American Made World Played" (2005)
С момента изобретения электрогитары идет война между приверженцами модели "Stratocaster" фирмы Fender (список которых, как известно, возглавляет "сам" Ричи Блэкмор) и легендарной гитары "Les Paul", произведенной компанией Gibson и названной по имени ее изобретателя и мастера игры на этом инструменте Леса Пола. Список легендарных музыкантов, играющих именно на "Les Paul", огромен и не уместится в формат рецензии, но основная их часть отметилась на этом замечательном трибьюте мастеру. Возможно, это единственная пластинка в истории, на которой мы слышим блюз- и рок-хиты в исполнении величайшей супергруппы, в составе которой – Бадди Гай, Стинг, Эрик Клэптон, Кит Ричардс, Билли Гиббонс, Ричи Самбора, и, по какому-то странному недоразумению, Алсу (но только на одном треке). Всем им аккомпанирует сам Лес Пол и его друзья – басист Эйб Лабориэл-старший, известный джазовый ударник Винни Колаюта и другие.
(****)


Tania Maria – "Intimidade" (2005)
Тания Мария – это великолепная бразильская джаз-дива и пианистка. Всю свою жизнь, фактически с рождения в семье музыкантов, она посвятила музыке. Ее первая пластинка вышла в 1969 г., и с тех пор, с периодичностью раз в 3-4 года, она радует слушателей новыми композициями. Это настоящий джаз и босса-нова, сыгранные с сильным чувством к музыке и к своему инструменту. Именно о таких отношениях ее новый диск "Intimidade". По собственным словам Тании, без подобной интимности со своим инструментом невозможно делать такую чувственную музыку, какой является джаз; а это парадоксальным образом влечет за собой откровенность и открытость миру. Если так, то эта музыка – самая искренняя на свете.
(****)


Ian Anderson plays the orchestral Jethro Tull (2005)
Можно сказать, классика в кубе. Во-первых, Ян Андерсон был одним из тех, кто сподобился в конце 60-х применить сугубо академический инструмент – флейту – в рок-музыке. Во-вторых, вряд ли кто рискнет отрицать, что многие "талловские" вещи, вроде "Skating Away...", "Living In The Past", "Locomotive Breath" и, естественно, затертой до дыр "Aqualung", давно стали классикой жанра – без них не обходится ни одно серьезное выступление JT, ни один приличный сборник лучших вещей. Ну и в-третьих – здесь проверенный временем и зрительской любовью репертуар одной из лучших рок-групп всех времен и народов звучит в сопровождении Франкфуртского филармонического оркестра. Очень неожиданная и безумно красивая работа. По признанию одной моей коллеги – сотрудницы глянцевого журнала, раньше морщившей носик при одном упоминании "мужика с дудкой", она частенько включает этот диск по вечерам...
(****)


Savage Circus – "Dreamland Manor" (2005)
По-немецки добротный, прямолинейный, но какой-то однобокий speed power metal – иногда едва ли не буквально воспроизводящий дух первоисточников (в числе коих, в первую очередь, Blind Guardian или Gamma Ray "ранних" периодов). Задействованный в записи состав может на законных основаниях называться "наполовину супергруппой": устроили данный проект бывший барабанщик Blind Guardian Томен Стаух и гитарист Iron Savior Пит Силк; компанию корифеям тевтонского хэви составили двое "пионеров" из норвежской группы Persuader. Появись такая брызжущая энергией и оптимизмом пластинка где-нибудь в начале 90-х – не миновать бы ей "железных" хит-парадов в категории "альбом года"; да только за 20 лет существования подобной музыки в рамках означенного направления случались релизы куда поинтереснее...
(**)


Green Carnation – "The Quiet Offspring" (2005)
Грустный деревянный человечек, глядящий на вас, имеет отношение не к итальянскому кузену Буратино – это, скорее уж, самый что ни на есть наш российский леший; такому только доверься – вмиг околдует и заведет в самую чащобу. Один из возможных вариантов его появления на обложке таков: идейный вдохновитель Green Carnation, гитарист Тэри Вик Шэй, более известный под псевдонимом Tchort, как может понять любой русскоязычный слушатель, имеет некоторое представление о славянской мифологии. Но если предыдущий альбом группы "A Blessing in Disguise" был насквозь пропитан духом семидесятничества, здесь Green Carnation (под коллективным руководством упомянутых мифологических существ) заварили уже другое, но – тоже бодрящее зелье, подмешав к "чистому" прогрессиву в изрядных долях готической меланхолии, вагнеровского симфонизма ("Childsplay pt.I & pt.II") и попсовой брутальности вроде той, что "изобрели" Metallica на приснопамятном "Черном Альбоме" (1991). Мрачная, сложная и красивая музыка – но по-настоящему "зацепить" может и не с первого раза...
(***)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "SBA Gala Records" (1,2,3), "CD-Maximum" (6) и концерном "Группа Союз" (4,5).

Выбор читателей