Испытание для смотрящих

Встречая на своем пути томных полуобнаженных красавиц, давно уже ставших визитной карточкой петербургских неоклассиков, предприимчивый художник не забывал пускать в дело любимый цифровой фотоаппарат


ФОТО: ruarts.ru



Картами Таро пользовались еще чуть ли не Древнем Египте, а в Европу их занесли цыгане, которые и по сей день используют их по прямому назначению. С другой стороны, в последние годы карты Таро стремительно вошли в моду в самых гламурных салонах Парижа и Филадельфии. А еще к теме Таро часто обращаются модные писатели и актуальные художники. Полтора года назад в Московском музее современного искусства был показан проект "Карты Таро", организованный назад галереей XL. Концепции, происхождения и актуализации карт Таро представили Константин Звездочетов, Павел Пепперштейн, Елена Елагина, Игорь Макаревич, Никита Алексеев, Маша Константинова, Вадим Захаров, Вера Хлебникова. Как выяснилось, волшебные карты заинтересовали не только законченных концептуалистов, но и вполне приземленных представителей нового академизма.

Возникшая на гребне волны увлечения неоклассицизмом петербургская Новая академия изящных искусств во главе со своим идеологом и предводителем Тимуром Новиковым существует уже почти четверть века. Все началось с того, что после падения "железного занавеса" молодые питерские художники, считавшие себя ярыми авангардистами, получили возможность сравнить свои работы с самыми актуальными произведениями современного западного искусства. При ближайшем рассмотрении выяснилось – наше искусство рядом с европейским не стояло и не лежало, а русским авангардистам пришлось срочно искать собственную "экологическую нишу". В результате в роли спасительной ниши выступил старый добрый академизм. Первая же выставка показала, что к новому направлению примкнули самые отпетые хулиганы перестройки: Сергей Бугаев-Африка, Георгий Гурьянов, Белла Матвеева. А обнаженные юноши и стройные девушки, исполненные в гиперреалистической манере, неожиданно стали пользоваться бешеным коммерческим успехом. В конце-концов, эротическое искусство с древнейших времен является самым ходовым товаром мирового арт-базара.

Поэтому, приступая к вдумчивому осмотру выставки "Карты Таро", открывшейся в галерее художественного фонда "РУАРТС", непременно нужно отдавать себе отчет в том, что их автор, художник Игорь Вишняков – активный экспонент выставок Новой академии изящных искусств, а также ближайший друг и соратник Тимура Новикова. В основе каждой карты, представленной в экспозиции, – обычная фотография, слегка засвеченная или раскрашенная заботливой рукой автора. Кураторы выставки утверждают, что произведения Вишнякова не просто полны скрытых символов, но еще и автобиографичны: "Карты Таро Игоря Вишнякова – определенно, испытание для смотрящего. Ведь ему предстоит углубиться в историю жизни автора. Символические композиции приоткрывают многообразие сыгранных и играемых им ролей. Игорь Вишняков откровенно приникает к двум источникам – к слою эзотерических оккультных знаний и практик, символизированных картами Таро, а также классицизирующему художественному языку, присущему санкт-петербургским "новым академикам".

При этом архитектурные фоны и стилизованные позы героев не скрывают самого Вишнякова: в основе каждого из листов – различные фотографии, причем многие из них – отражения ситуаций действительно имевших место на жизненном пути художника и героев, сыгравших роль в его судьбе". Что же касается томных полуобнаженных красавиц, давно уже ставших визитной карточкой петербургских неоклассиков, то остается только порадоваться, что, встречая на своем "жизненном пути" подобные совершенства, предприимчивый художник не забывал пускать в дело свой любимый цифровой фотоаппарат, навеки избавивший "новых академиков" от необходимости таскать на себе тяжелый этюдник и учиться рисовать.

Выбор читателей