Кончаловский продолжает московский марш

Кураторы включили в экспозицию фирменные плодово-ягодные натюрморты и пейзажи Кончаловского, от ранних итальянских работ и до поздних полотен, написанных художником незадолго до смерти


ФОТО: museum.ru



Не успела столичная общественность оправиться от шикарной выставки "Бубнового валета" в залах Государственной Третьяковской галереи, как лидеры этого одного из наиболее радикальных художественных объединений начала прошлого века вновь оккупировали самые престижные выставочные площадки страны.

Вслед за неизвестным Машковым к нам пожаловала масштабная выставка Петра Кончаловского, посвященная 130-летию со дня рождения мастера. В экспозицию, открывшуюся в галерее "Дом Нащокина", вошло более 60 живописных работ Кончаловского, созданных им в различные периоды жизни, а также фотографии, письма и другие материалы, рассказывающие о художнике и его творчестве. Кураторы утверждают, что значительная часть работ будет впервые представлена широкой публике. Между тем, в проекте, как обычно, участвуют вещи из коллекции семьи Михалковых-Кончаловских, которые поклонники русского авангарда уже могли видеть несколько лет назад, на персональной выставке художника в Музее личных коллекций. Картины из Третьяковки, безусловно, украсят экспозицию, но тоже едва ли станут откровением для московской публики. Тем, кто отличается хорошей зрительной памятью, придется сосредоточиться на других, не менее интересных работах – из фондов Тульского музея изобразительных искусств и Таганрогского художественного музея. К счастью, за годы продуктивной деятельности Петр Кончаловский создал более 5 тыс. произведений, поэтому, по меткому замечанию кураторов проекта, "каждая из его персональных выставок могла вместить только очень малую долю того, что было создано им за 60 лет творческой работы".

За необычайную плодовитость художника поругивали еще при жизни. "Некоторым кажется, что я вообще спешу работать и пишу чересчур много в ущерб самому себе, – жаловался Кончаловский. – Это неверно. Я пишу много просто потому, что у меня всегда есть много художественных замыслов, потому что они непрерывно рождаются и требуют реализации, и потому еще, что ничем другим не занят, кроме живописи".


Фото: museum.ru

Надо признать, что, хотя художник работал во всех возможных жанрах, а его реалистические работы 30-40-х гг. существенно отличаются от более ранних авангардистских произведений, на протяжении своей бурной творческой жизни Кончаловский сумел не сбиться с однажды выбранного пути. Политические коллизии скорректировали его манеру, но не сломали художника как личность, так что даже поздние работы могут похвастать свежестью его юношеских натюрмортов.

Кончаловский много работал с натуры. Но натуру он никогда не рассматривал как застывшую, неизменную форму. Каждый раз он передавал свое понимание, свое видение природы. "Когда я вижу интересующий меня кусок природы, я вижу уже всю вещь, вижу и чувствую, как надо "устроить" пейзаж. Просто брать то, что видишь, действовать как фотограф, я не мог никогда, без построения нет искусства, а есть голый натурализм, который я считаю заклятым врагом искусства, самой заразительной болезнью. В первичное восприятие природы неизбежно входят и мои соображения о том живописном впечатлении, которое должен давать настоящий пейзаж. В этот именно момент и начинается процесс преодоления действительности, осознания всего случайного, мешающего, происходит та концентрация видимого, которая и создает основу художественного произведения. Одновременно выясняются основные сочетания тонов, определяется ведущая нота колорита и сопровождающие ее мелодии" – объяснял мастер.

На выставке представлены малоизвестные произведения Петра Кончаловского разных лет. Кураторы включили в экспозицию его фирменные плодово-ягодные натюрморты и пейзажи, начиная от ранних итальянских работ, исполненных под влиянием французских постимпрессионистов, и до поздних полотен, написанных незадолго до смерти.

Отдельного внимания заслуживает портретная галерея современников художника, созданная Кончаловским в предвоенные годы. Эти портреты продолжают и развивают традицию русского портрета, перекликаясь с работами классиков, и, вместе с тем, утверждают дух своего времени в образах людей, полных внутренней значительности. Однако, даже работая в формате парадного портрета, Петр Кончаловский не смог отказаться от яркого пейзажного или интерьерного фона, которые на протяжении десятилетий оставались его визитной карточкой.

Выбор читателей