Рынок труда Союзного государства. Онлайн-конференция РБК

РосБизнесКонсалтинг провел интернет-пресс-конференцию, посвященную рынку труда Союзного государства. Ее тема: "Рынок труда и обеспечения занятости в Союзном государстве"

Сегодня РИА "РосБизнесКонсалтинг" провел интернет-пресс-конференцию, посвященную рынку труда и обеспечения занятости в Союзном государстве.

==Вступительное слово ведущего Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, 2 ноября, открывается научно-практическая конференция "Реалии и перспективы развития рынка труда и обеспечения занятости в Союзном государстве Россия – Беларусь". В рамках данного мероприятия пресс-центр РБК начинает интернет-конференцию, посвященную Рынку труда и обеспечению занятости в Союзном государстве. В интернет-конференции участвуют:
- Государственный секретарь Союзного государства Павел Павлович Бородин.
- Руководитель российской Федеральной службы по труду и занятости Максим Анатольевич Топилин.
- Заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлов Валерий Иванович.
- Заместитель государственного секретаря - член Постоянного комитета Союзного государства Шухно Сергей Степанович.
- Директор Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Александр Львович Сафонов.
- Первый заместитель ответственного секретаря собрания Союза Белоруссии Aлександра Ивановна Просина.
- Президент Академии труда и социальных отношений, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор Гриценко Николай Николаевич.

Передаю слово Павлу Павловичу Бородину для вступления.

==Вступительное слово П.П. Бородина Сегодня этот настрой поддержан президентами. Вы знаете, в ноябре текущего года состоится очередное заседание Высшего государственного совета Союзного государства, которое рассмотрит ряд проектов Конституционного акта Союзного государства, своеобразной конституции переходного периода. Структура и создание парламента Союзного государства, коллегиальных и комиссионных органов Союзного государства, коллегиальных и комиссионных органов контрольной власти говорит о том, что президенты настроены на то, чтобы у жителей Белоруссии и России был достаточно серьезный, острый, сложный, прямо скажем, разговор о рынке труда Союзного государства Белоруссии и России.

Я недавно давал пресс-конференции крупным зарубежным изданиям - New York Times и другим. И все они задавали вопрос: под кем будет оставаться Союзное государство – под Путиным, Лукашенко, под Петровым там или Сидоровым. Я хочу сказать, что Союзное государство - не самоцель, оно создается для людей. Я приведу несколько простых примеров. Например, что сегодня бюджет Союзного государства – 3,3 млрд рублей. Он в последние пять лет вырос в четыре раза. Оно дает работу примерно 250-300 тыс. человек по нашим союзным производственным программам. Это дизельное и самолетостроение, это сельскохозяйственные комплексы, это высокие технологии, это рабочие места. Приведу два-три примера. Если мы в 1999 г. выпускали 900 тыс. телевизоров, то сейчас, благодаря союзным программам, мы выпускаем 2,5 миллиона. Это рабочие места, это заводы, это внутренний рынок. Если в советское время выпускали всего около 250 тыс. грузовых автомобилей, то в России машины Евро-1 и Евро-2 в 1998-199 гг. вообще не выпускались. А сейчас, благодаря союзной программе "Дизельное автомобилестроение-1", выпускается 85 тыс. автомобилей этого класса. Сейчас мы уже выходим на Евро-3 и Евро-4.

На сегодняшней конференции мы достаточно много говорили о рынке труда и в Союзном государстве, и в Белоруссии, и в России. Сегодня порядка 300 тыс. белорусов работают в России, порядка 100 тыс. россиян работают в Белоруссии. Сегодня товарооборот, самый высокий на постсоветском пространстве, между Белоруссией и Россией – $18 миллиардов. Даже близко нет ни у кого на постсоветском пространстве такого товарооборота. И проблемы, которые сегодня есть, они безусловно должны решаться с помощью политических вопросов. Вы знаете, что 22 апреля с.г. состоялся Высший государственный совет, где четко была поставлена задача нашими президентами – Путиным Владимиром Владимировичем и Лукашенко Александром Григорьевичем, что гражданин Белоруссии и гражданин России – это гражданин Союзного государства по всем вопросам. Это и социальное обеспечение, это и пенсия, и здравоохранение, и просвещение, и многие, многие другие вопросы. Безусловно, непростые вопросы, потому что у нас в течение порядка 10 лет нормотворческая база наших государств жила по-разному, и вот сегодня, например, мы создали Единый таможенный центр, который уже готов работать и готов перечислять деньги, есть таможенные пункты, однако это пока невозможно, поскольку существуют различия в таможенных законах двух стран. Это, безусловно, снижает показатели экономики как России, так и Белоруссии.

Я неоднократно об этом говорил, что у нас в Союзном государстве есть одна рациональная идея – это строительство транспортного коридора по линии Брест-Минск-Смоленск-Москва-Екатеринбург-Новосибирск–Красноярск-Иркутск-Владивосток. Это и железные дороги, это и автодороги, это и телекоммуникационная сеть, это программа занятости населения, и ипотека, и дотирование рынка сельского хозяйства. Я считаю, что вы сегодня, обсуждая вопросы занятости и рынка труда, должны не только узкие аспекты по рынку труда обсуждать, но и вообще в принципе программу занятости и создание будущих рабочих мест. Мне очень понравилось выступление Павлова Валерия Валерияновича, который достаточно подробно рассказал, что сегодня многие проблемы будут решаться, если люди будут уверены в завтрашнем дне. Я думаю, что на всем постсоветском пространстве есть всего три человека, которые поставили интересы своих народов выше собственных интересов – это Ельцин, Лукашенко и Путин.

==Вступительное слово М.А. Топилина Во вступительной части конференции были затронуты достаточно актуальные вопросы, связанные с функционированием рынка труда. Безусловно, общее понимание тех проблем, которые у нас существуют, которые мы пытаемся совместными усилиями и благодаря исполнительным органам Союзного государства решить, не всегда и все нам удается сделать, но вместе с тем прогресс в этом отношении есть. На протяжении последнего ряда лет эту динамику можно вполне определенным образом оценивать. С одной стороны, это то, что в своем выступлении отметил П.Бородин. Конечно, надо говорить, прежде всего, не о каких-то вещах, связанных с оказанием помощи гражданам в поиске работы, а, прежде всего, о развитии путем в том числе принятия межгосударственных программ развития экономик двух стран.

Мы знаем, что экономики и России, и Белоруссии сейчас достаточно динамично развиваются, это является основным элементом, основным фактором, предпосылкой социальной защиты населения, когда рабочие места генерирует сама экономика, и государство в рамках регулирования экономики, оказания помощи работодателям, в рамках выстраивания национальных проектов тем самым оказывает самую надежную и эффективную помощь людям, стимулируя создание рабочих мест. Безусловно. В том направлении самая основная работа должна проводиться, и это окажет непосредственное влияние и на степень социальной защиты граждан, и на уровень зарплат и доходов населения в целом. С другой стороны, предпринимаются определенные шаги, и в этом направлении тоже работают органы исполнительной власти и РФ, и Белоруссии, это то, что связано с обеспечением равных прав граждан в сфере занятости, в сфере трудовых отношений.

Я бы хотел напомнить, что, в соответствии с действующим законодательством, с теми межгосударственными документами, которые на сегодня действуют, граждане России и Республики Беларусь пользуются практически равными правами при трудоустройстве на территории другой страны (на территориях каждой из наших стран). То есть, если для любого иностранного гражданина действует разрешительный порядок приема на работу, работодатель, который нанимает, допустим, гражданина Украины, должен иметь соответствующие разрешительные документы, получить соответствующее разрешение в миграционных службах, в службах занятости, и, соответственно, любой работник другого государства должен иметь разрешение на работу, соответствующие документы, карточки, пройти процедуру, достаточно непростую, надо сказать, то для белорусов в России и для россиян в Белоруссии такие процедуры отсутствуют. То есть наши граждане пользуются равными правами. Но на самом деле на практике, я думаю, зачастую происходит непонимание этих правил, и я думаю, не все знают, что существуют равные права. Кроме того, мы знаем о том, что между Россией и Белоруссией практически не существует границы и не существует, соответственно, миграционных карт. Поэтому сейчас происходит уже окончательное решение вопросов, когда миграционные карты будут выдаваться соответствующими миграционными службами на общей границе.

Единственное препятствие, на мой взгляд, - это то, что связано с порядком регистрации на территории России и Белоруссии. Если по действующему законодательству гражданин Белоруссии должен в течение трех дней зарегистрироваться по месту временного пребывания, и это является сейчас достаточно серьезным барьером, и работа в этом направлении ведется, причем она ведется и в рамках двусторонних отношений, и в рамках подготовки ряда пакетов соглашений (вы знаете, что есть такая организация как Единое экономическое пространство, которая достаточно быстрыми темпами пытается подготовить соответствующие документы). То есть один барьер, который остался, - это регистрация, и второй - это незнание гражданами тех прав, которыми они могут пользоваться.

Мы также обсуждали вопрос, связанный с информационным обеспечением, и уважаемый заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Валерий Иванович Павлов затронул этот вопрос в своем выступлении. Это то, что касается доступа граждан к информационным базам служб занятости двух стран. Я думаю, что это самое актуальное направление, которое может развиваться, тем более что преград в этом отношении будет становиться все меньше и меньше, я имею в виду, что развиваются интернет-технологии, где развиваются возможности служб обмениваться информацией не в таком режиме, чтобы создавать какие-то централизованные базы, наверное, это уже вчерашний день, а именно обеспечивая доступ к базам данным служб занятости, о чем, я думаю, мы с нашими коллегами будем договариваться и в дальнейшем эту проблему надо решать. То есть я бы сказал, что здесь просто нужно наших граждан очень четко и объемно информировать о тех возможностях, которые у нас есть.

==Ведущая Слово Павлову Валерию Ивановичу, который является заместителем министра труда и социальной защиты Республики Беларусь. Уважаемый Валерий Иванович! Здесь много раз упоминали о вашем докладе. Могли бы Вы вкратце обозначить его направления.

==Вступительное слово В.И. Павлова То, что я озвучил, было созвучно выступлениям предыдущих выступающих, которые говорили об общем рынке труда. Но, прежде всего, вопрос состоял в том, чтобы действительно создать достойную нормативную базу нашего Союзного государства, у которой учесть все особенности и схожие проблемы, которые есть и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь. Во-вторых, поднимался вопрос и о несбалансированности и несоответствии подготовки наших кадров тем реалиям, в которых мы сегодня живем. Отмечался также и вопрос о недостаточной и слабой мобильности нашей рабочей силы. Говорилось также о том, что нужно предпринять для того, чтобы внести свою лепту в создание нашего Союзного государства.

==Ведущая К нашей беседе присоединилась Александра Ивановна Просина - первый заместитель ответственного секретаря Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, которая также сегодня принимала участие в конференции. Пожалуйста, Александра Ивановна, Ваши комментарии по теме сегодняшней конференции для пользователей сайта РБК.

==Выступление А.И. Просиной Спасибо большое. У меня очень приятные впечатления от начала конференции. Они связаны с тем, что мы работаем на базе очень уважаемого и основательного профессионального заведения, каковым является Академия социальных отношений, и этим, я думаю, будет обеспечен успех нашей конференции. Во-вторых, в зале собрались люди, глубоко и профессионально владеющие темой обеспечения занятости населения, формирования рынка труда в Союзном государстве, и люди, которые неравнодушны к этой теме и к судьбе граждан РФ и Белоруссии. Я бы поддержала предыдущих выступающих, немного развив мысль. Действительно, эта тема очень важна, но не только граждане Белоруссии и России не знают своих прав, о том, что они обладают равными правами, но зачастую этими же знаниями не обладают самые низшие чиновники, которые должны решать задачи трудоустройства, медобслуживания, оформления пенсий, регистрацией человека и т.д.

Эта беда есть как в Белоруссии, так и в России. Я являюсь гражданкой Республики Беларусь и работаю в Москве, находясь в командировке уже не один год, сама на себе ощущаю, что значит пройти регистрацию. Как будто ты приехал, и что-то тут должен доказать, что ты не рыжий и не привез с собой гексоген. Я бы еще хотела сказать, что рынок труда и обеспечение занятости - это огромнейшая проблема, но решать эти проблемы (как мне представляется) будет гораздо легче, если в обоих государствах будут внедрены такие прорывные технологии, которые бы обеспечили новые рабочие места, интересные, эффективные рабочие места, куда бы хотела пойти молодежь, чтобы у нее глаза горели и она бы хотела туда пойти, чтобы себя реализовать. Несмотря на то, что и экономика России сегодня начинает развиваться нормальными темпами, и Белоруссии, все-таки и инвестиции в новое производство, создание новых современных мест и внедрение прорывных технологий - это больное место для обоих государств. И в этой связи мне хотелось бы сказать, что в этом плане Белоруссия ищет и пытается делать то, что обеспечит, безусловно, занятость населения. Что я имею в виду? Формирование такого парка высоких технологий, так называемая "силиконовая долина", о которой сегодня много говорится, но уже то, что у Белоруссии есть желание создать этот парк, построить его и нацелить интеллектуальный потенциал общества на создание новых рабочих мест, производств и технологий - это очень хорошо.

И еще об одном хотелось бы сказать. Опять-таки белорусский опыт говорит о том, что человеку нужно не только рабочее место. Ему нужна и среда обитания, в которой он будет работать. И в этом плане опять-таки пример Белоруссии говорит о том, что там вводятся социальные стандарты: нужно не только рабочее место, но и чтобы детки ходили в детский сад при этом рабочем месте, чтобы старики получали пенсию, чтобы тут были почта, акушерский пункт, дороги чтобы были и средства связи. И тогда у нас будет больше возможности получать человеку удовлетворение от того, что он работает на этом рабочем месте. В целом я убеждена, что сегодняшняя конференция будет способствовать продвижению этой важной темы на поле союзного строительства.

==Ведущая Слово предоставляется Александру Львовичу Сафонову – директору Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Пожалуйста, Александр Львович, Ваши комментарии по теме конференции.

==Выступление А.Л. Сафонова Коллеги отмечали большое значение формирования единого рынка труда в рамках Союзного государства. Максим Анатольевич отметил, что одно из важнейших направлений этого рынка труда - это соблюдение прав граждан на занятие рабочего места. Думаю, что не менее важным направлением в развитии прав в рамках развития рынка труда является право гражданина на соответствующий уровень социального обеспечения. Что я имею в виду? Это система социального страхования. Это и система пенсионного обеспечения, это и система медицинского страхования. Понятно, что человек не только работает, но он также подвергается определенным производственным рискам, и, естественно, единство рынка труда заключается в том, что вот эти системы, которые защищают человека от неблагоприятных воздействий производства, а впоследствии позволяют ему чувствовать себя уверенно после того, как он оканчивает производственную деятельность – эта уверенность реализуется в соответствующих нормативно-правовых актах. И сейчас одним из важнейших направлений совместной деятельности Министерств здравоохранения и социального развития РФ и аналогичного Министерства республики Беларусь является подготовка ряда нормативно-правовых актов.

В первую очередь, это нормативно-правовые акты в области пенсионного обеспечения, которые определят правила, по которым права граждан будут адекватно гарантированы в этой области. Также не менее значимое направление – это выработка программы предоставления медицинской помощи работникам из Белоруссии на территории РФ и, соответственно, работникам из России, которые избрали своим рабочим местом предприятия в Белоруссии. К сожалению, на сегодняшний день эта тема требует дополнительных усилий, но, тем не менее, мы надеемся, что в ближайшее время соответствующий договор будет подготовлен и люди будут себя чувствовать одинаково комфортно, где бы они ни работали. Я также хочу напомнить, что в рамках предыдущей деятельности было подготовлено более 30 нормативно-правовых актов, которые, собственно говоря, и создают правовое поле функционирования единого рынка труда в рамках Союзного государства.

==Вопрос / от Ефременко Владимира (Кисловодск) Скажите, пожалуйста, какие союзные программы сегодня способствуют развитию рынка труда в России и Беларуси? ==Вопрос / Коршунова Владимира (Гомель) Какие мероприятия проводит Комитет Союзного государства для снижения уровня безработицы в России и Беларуси?

==С.С. Шухно Спасибо. Я уверен, что эти вопросы очень взаимосвязаны, потому что те программы, которые реализуются постоянным комитетом Союзного государства совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и предприятиями России и Белоруссии, они как раз и способствуют созданию новых рабочих мест, увеличению занятости наших граждан. В целом бюджет Союзного государства составляет свыше 3 млрд российских рублей, по меркам российского бюджета - он небольшой, но его особенность состоит в том, что более 90% средств, выделяемых государству, идет на реализацию совместных программ. А основное направление деятельности реализации совместных программ Союзного государства - это как раз программы в сфере промышленности, в сфере сельского хозяйства, создания высоких технологий, которые способствуют созданию новых рабочих мест и увеличению занятости населения.

Для примера могу назвать одну программу, которая реализуется еще с 1998 г.: программа в сфере дизельного автомобилестроения. В ее реализации задействован ряд предприятий РФ - это все основные заводы Ярославской области (моторный завод, завод дизельного машиностроения, такой автогигант, как Минский автозавод). И вот буквально 6 сентября на заседании Совета министерством Союзного государства принят очередной этап реализации этой программы, которая будет реализовываться до 2008 года. В рамках ее реализации будет создана не одна сотня рабочих мест. Этот перечень можно продолжить, но я уверен, что для всех наших слушателей очевидно, что реализация этих двусторонних, межгосударственных проектов способствует увеличению занятости населения. А проблема, которую рассматривает сегодня наша конференция, - сложна. У нас есть концепция, утвержденная Высшим госсоветом, которая реализуется нами последовательно, и без привлечения потенциала ученых и научных сил, работающих в этой сфере в России и Белоруссии, очень трудно выработать единую методологию создания и развития рынка труда Союзного государства. И я думаю, что наши заседания будут в полной мере способствовать решению данной проблемы.

==Вопрос / от Подолина Сергея (Минск) Есть ли данные о трудовой миграции из Беларуси в Россию и из России в Беларусь? Из каких источников формируются данные о миграционных потоках?

==В.И. Павлов Я в своем выступлении несколько раз затрагивал эту проблему. Я скажу, что официальной такой статистики, когда наши граждане работают на территории РФ и наоборот, нет, и поэтому какие-то приблизительные цифры есть, но я думаю, они не характеризуют того масштаба именно трудовой миграции граждан наших республик. Поэтому я думаю, что необходимо создание некой информационной, статистической базы, чтобы можно было четко отслеживать эти моменты. И если у нас в республике вопросы находятся в ведении Департамента по миграции и гражданству Министерства внутренних дел, а именно, выезд наших граждан за пределы республики, я имею в виду именно в дальнее зарубежье, они каким-то образом отслеживаются, то здесь самое главное, чтобы гражданин нашел себе работу по душе и чтобы его удовлетворяло все - и зарплата, и соцгарантии, которые должно обеспечивать государство.

==М.А. Топилин Это не потому, что органы чего-то не хотят делать. Я говорил о том, что между Россией и Белоруссией свободный режим трудоустройства. У нас нет миграционных карт, где мы можем видеть данные о том, что человек пересекает границу для той или иной цели. Если гражданин Украины въезжает в Россию или Белоруссию, то такая отметка делается в миграционной карте, и соответствующие данные попадают в информационные сети и обобщаются. У нас этого нет. У нас свободное передвижение и свободный найм на работу, у нас нет никаких разрешений. Это просто обычное трудоустройство, и поэтому мы не можем посчитать. Но нам можно это сделать путем опроса, чтобы владеть этой информацией, и я думаю, что это в решениях сегодняшней конференции найдет отражение и мы будем это делать.

==Вопрос / от Добрынина Алексея (Могилев) Какие документы нужны белорусу, чтобы устроиться на работу в России, и наоборот?

==В.И. Павлов Документы, которые должны подтверждать, прежде всего, квалификацию этого работника, и документы об образовании. Ну и то, что фиксирует гражданство, - паспорт, а также трудовую книжку. Никаких разрешительных документов здесь не надо.

==Вопрос / от Н.Савельевой (Союз-Инфо) В ноябре планируется подписать соглашение, связанное со взиманием подоходного налога с белорусов и россиян, работающих по найму. Расширьте, пожалуйста, эту тему? О чем тут идет речь?

==А.И. Просина Действительно, сейчас существует неравенство в отношении взимания подоходного налога с граждан, которые приезжают на трудоустройство в РФ. Если каждый трудящийся россиянин платит 13%-ный подоходный налог, то белорус, приезжающий в Россию для работы, платит 30% подоходного налога ежемесячно. Это, безусловно, ставит его в неравные условия, и дополнительная нагрузка ложится на гражданина Белоруссии. Он приезжает для того, чтобы заработать и семью свою кормить, у него дополнительные расходы и с наймом жилья, да еще вдобавок и более высокая ставка подоходного налога. В настоящий момент идет разработка документа, который уравняет ставку подоходного налога и у белоруса, и у россиянина, и в ноябре это соглашение будет подписано.

==Вопрос / от Большакова Павла (Норильск) Проводится ли унификация законодательств Беларуси и России в социально-трудовой сфере?

==А.Л. Сафонов Я в своем выступлении говорил о том, что существовала программа в 1999-2001 гг. по унификации законодательств по социально-трудовой сфере, и в рамках этой программы было подготовлено 30 нормативно-правовых документов, которые охватывают различные области социально-трудовых отношений. В частности, был подготовлен закон об основах социального страхования от несчастных случаев на производстве, некий прототип Трудового кодекса, ряд других документов, которые, например, регулируют вопросы унификации охраны труда, унификации оплаты труда. Безусловно, эта работа будет продолжена и в будущем.

==Вопрос / от Марушак Максима (Орша) В какую организацию обращаться приезжему из Беларуси по вопросу трудоустройства? Меня интересует город Москва.

==М.А. Топилин Есть несколько путей решения этого вопроса. Хотя, конечно, прежде чем ехать в такой город, как Москва, в котором, с одной стороны, очень много рабочих мест, очень большой спрос на рабочую силу, следовало бы сначала на месте, через службу занятости Белоруссии поинтересоваться о возможностях работы, о том, какие документы требуются для этого. Но в принципе, в Москве существует более 50 центров занятости Управления службы занятости по Москве. И в любом из этих центров белорусскому гражданину будет оказано соответствующее содействие, по крайней мере, информация будет предоставлена. Можно, безусловно, обратиться и в частное агентство по трудоустройству. Существуют телефоны горячей линии в управлении занятости, есть они и у наших белорусских коллег. То есть, прежде чем пускаться в путь, я бы поинтересовался дома об имеющихся возможностях.

==Ведущая Уважаемые друзья, я хочу еще раз напомнить вам, что сейчас вы слушаете интернет-конференцию с участниками научно-практической конференции "Реалии и перспективы развития рынка труда и обеспечение занятости в Союзном государстве", которая проходит в Академии труда и социальных отношений. На нашем мероприятии присутствует Гриценко Николай Николаевич – президент Академии труда и социальных отношений, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор. Уважаемый Николай Николаевич! Поступают вопросы от интернет-пользователей, которые обращены к заместителю государственного секретаря, члену Постоянного комитета Союзного государства Сергею Степановичу Шухно. Эти вопросы в основном касаются темы сегодняшней конференции.

==Н.Н. Гриценко Я, прежде всего, желаю нашей аудитории всего самого хорошего в связи с предстоящим праздником - Днем примирения - и другими важными событиями. Надеюсь, что и наши белорусские коллеги также будут пользователями этой информации и также заслуживают самых добрых пожеланий. Знаете, у нас говорят – государство союзное пока строится, но страна уже живет. И это так. Мы сегодня видим, слышим, сотрудничаем и живем практически в едином пространстве, и это нас радует. И теперь это будет еще закреплено законодательно, это уже можно сказать, это попадает на хорошо подготовленную базу общественного сознания. Наше видение Союзного государства как социального государства, где забота о человеке является приоритетом, где вся экономика делается не ради накапливания финансов, а ради благосостояния людей. И в конституциях наших стран записано, что мы строим социальное государство, политика которого направлена на повышение благосостояния людей, создания достойного уровня жизни и всестороннее развитие личности. Как это сделать? Сегодня уже многое делается, заложены основы этого, и теперь нужно будет развивать и закреплять, выходить на новый уровень. Но здесь должен быть единый методологический подход. Все лучшее, что достигнуто в наших странах за годы после выхода из Советского Союза, должно быть перенесено в общую нормативную базу. К примеру, если в Беларуси выше минимальный прожиточный стандарт или зарплата, которая составляет уже 70% от прожиточного минимума, а в России – 27%, значит, для общего стандарта Союзного государства должен быть взят лучший показатель. Также и по другим показателям. То же самое должно быть и с Трудовыми кодексами – они должны быть интегрированы и унифицированы на основе опыта других стран и перенесены в нормативную базу наших стран. Мы уверены, что Союзное государство будет образцом для подражания во всем мире.

==Заключительное слово М.А. Топилина Я бы хотел еще раз повторить, что у нас сегодня сложилась такая ситуация, когда, с одной стороны, мы понимаем, что предпринимаются определенные шаги. Но вместе с тем мы осознаем и прекрасно чувствуем те моменты, где существуют пробелы или недоработки по формированию общего рынка труда в том числе. Это то, что звучало на этой конференции. Это то, что связано с регистрацией граждан, с достойным их информированием об их правах, то, что связано с подготовкой документов по обеспечению прав граждан в сфере медстрахования, пенсионного обеспечения и страхования. Мы прекрасно осознаем, что нельзя рассматривать проблемы рынка труда в отрыве от тех сфер, которые должны обеспечить гарантии уже после выхода с рынка труда, уже в каких-то других ситуациях. Вот был задан вопрос по подоходному налогу. Конечно, такая ситуация ведет к тому, что люди работают в теневом бизнесе. Это совершенно однозначно, и других выводов здесь сделать невозможно. Поэтому сфера деятельности наших двух стран не ограничивается только темой рынка труда в самом его понимании. Здесь много специфических моментов, которые должны этот рынок вывести из тени, в том числе сделать его прозрачным и легальным, что позволит обеспечить все права наших граждан.

==Заключительное слово А.Сафонова Я бы хотел отметить, что дискуссия, которая будет проходить на этой конференции, безусловно, будет касаться определенных острых углов, связанных с формированием единого рынка труда, потому что здесь возможны различные подходы, различные концепции, и не так все благодушно, как кажется на первый взгляд. Но для того мы, собственно говоря, и проводим эту конференцию, чтобы найти общие подходы и определить общую стратегию движения.

==Заключительное слово Н.Н. Гриценко На конференции идет разговор о том, как создать единое образовательное пространство, и сегодня уже практически многие вузы - и в Белоруссии, и в России - принимают студентов и слушателей из своих стран, и мы практически сближаем стандарты, сближаем наши требования к поступающим. И мне кажется, что у нас уже существует единое образовательное пространство. Может быть, формально еще мы его не оформили, а на самом деле это все уже существует. Я могу привести пример: у нас уже более 10 лет работает факультет экономики труда и занятости, который готовит специалистов, знающих и занимающихся профессионально регулированием рынка труда. И я, пользуясь случаем, передаю привет нашему выпускнику Академии, директору фабрики "Радуга" из Гомельской области, который окончил наш факультет и успешно применяет свои знания в осуществлении программы социальной ответственности бизнеса. Поэтому мы и впредь готовы продолжать это начатое дело, сеять разумное, доброе, вечное.

==Заключительное слово А.И. Просиной Я хотела бы выразить надежду на то, что наш сегодняшний разговор позволит облегчить жизнь гражданам России и Белоруссии в плане поиска себе работы и в плане уменьшения безработицы. Мне кажется, что сейчас мы согласимся друг с другом, что выбор места работы во многих случаях носит случайный, непродуманный, экспансивный характер. Может быть, в Белоруссии лучше, а может, в Москве работу найти легче? Поэтому наша задача – создать хорошую систему информированности граждан об условиях труда, о вакансиях, с тем чтобы этот процесс поиска работы был менее болезненным, и человек мог быстрее найти, что ему по душе, по сердцу и будет приносить пользу нашим двум государствам. А то, что в наших государствах – Белоруссии и России - существуют разные подходы в разрешении некоторых проблем социальной направленности, то я думаю, что достаточно иметь волю и желание сблизиться, и это сближение будет происходить. Я убеждена, что такие желания и настроения есть и у руководства Белоруссии, и у руководства России, и у специалистов. Убеждена, что мы будем приближаться друг к другу.

==Заключительное слово В.И. Павлова Я хотел бы выразить надежду на то, что обсуждение поднятых на пленарных заседаниях проблем поможет выработать действенную программу, систему мер, которая могла бы оказать воздействие, влияние на те проблемы, которые существуют на наших национальных рынках труда, ну а тем более помогут нам создать единый рынок, о котором мы ведем дискуссию на пленарных заседаниях.

==Заключительное слово от РБК Уважаемые коллеги! Пресс-центр РБК заканчивает интернет-конференцию, которая проходила в рамках научно-практической конференции "Реалии и перспективы развития рынка труда и обеспечения занятости в Союзном государстве Россия – Беларусь". В интернет-конференции принимали участие:
- Государственный секретарь Союзного государства Павел Павлович Бородин.
- Руководитель российской Федеральной службы по труду и занятости Максим Анатольевич Топилин.
- Заместитель министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Павлов Валерий Иванович.
- Заместитель государственного секретаря - член Постоянного комитета Союзного государства Шухно Сергей Степанович.
- Директор Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Александр Львович Сафонов.
- Первый заместитель ответственного секретаря собрания Союза Белоруссии Aлександра Ивановна Просина.
- Президент Академии труда и социальных отношений, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор Гриценко Николай Николаевич.

Всем спасибо. Конференция закончена.

Интернет-пресс-конференция о рынке труда Союзного государства. Фотогалерея

Выбор читателей