Диалоги с искусством

Художников проекта "Смысл жизни – смысл искусства" объединяет происхождение из тоталитарных государств, а их работы отражают уникальный опыт свидетелей одной из самых значительных трансформаций в политике, экономике и искусстве


ФОТО: museum.ru



В последнее время произведения актуальных художников из России и Восточной Европы уверенно осваивают самые престижные выставочные площадки Москвы. И если плавный переход из коммерческих залов ЦДХ в смежные помещения современной Третьяковки прошел вполне естественно, то выставка в неприступных стенах главного здания в Лаврушинском переулке – событие весьма знаменательное. Ведь в историческое здание главной галереи столицы кого попало не возьмут – "сомнительных" и не внушающих доверие неизменно спроваживают на Крымский вал, "от греха подальше". И все же Ядрану Адамовичу каким-то образом удалось убедить руководство ГТГ в своей благонадежности: художнику и куратору из Сараева, ныне проживающему в Нью-Йорке, предложили разместить свой проект современной графики в самых престижных залах основного здания Третьяковской галереи, специально оборудованных для графических экспозиций.

В проекте "Смысл жизни – смысл искусства" участвуют художники из Восточной Европы: Боснии, Венгрии, Сербии, Словении, Хорватии, Чехии и России. Причем славянских авторов – больше половины. С верного пути куратора сбили, разумеется, русские друзья – художники Илья Кабаков и Александр Косолапов. Это они убедили Ядрана Адамовича – автора проекта "Фра Ю Культ" (Фракция Югославской культуры) в том, что культурные границы будущей выставки необходимо расширить, включив в новый проект работы братских славян.

Несмотря на обилие художников-концептуалистов, никакой специальной концепции в проекте не отыщется – по свидетельству российских кураторов, Адамович просто выбрал художников, близких ему по духу. В одной компании оказались Олег Кулик, Андрей Монастырский, Игорь Макаревич, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Леонид Соков, Александр Косолапов, Юрий Авакумов, Павел Пепперштейн, Марко Ковачич, Джулия Книфер, Владо Мартек, Брако Дмитриевич и еще полтора десятка не менее известных личностей из восточноевропейского региона. Впрочем, многие из них уже давно проживают в более уютных и комфортабельных уголках земного шара. Являясь активными участниками выставок актуального искусства последних десятилетий XX – начала XXI в., эти мастера уже завоевали место в истории искусства своих стран, а также стали широко известны в международном художественном сообществе. Их всех объединяет происхождение из тоталитарных государств, а работы отражают уникальный опыт свидетелей одной из самых значительных трансформаций в политике, экономике, искусстве и коммуникации. При этом каждый из них – яркая творческая личность со своим индивидуальным почерком.

В экспозиции представлено около 200 работ. В основном это рисунок карандашом, тушью, акварелью. Часть произведений – коллаж, печатная графика, а также фотография.

Важной составляющей проекта стал 408-страничный каталог на русском и английском языках, подготовленный Ядраном Адамовичем и соорганизатором выставки Софией Мурашковской. Комментируя выставку, каталог значительно расширяет ее рамки, вводя читателя в творческую мастерскую каждого из ее участников. Однако, следуя (в буквальном смысле) известной советской традиции доверительных "кухонных разговоров", он приоткрывает двери и реальных, бытовых кухонь участников проекта, предлагая на суд читателя и зрителя рецепты любимых блюд художников. Подобный контекст снимает излишний пафос названия выставки и переносит вопросы о смысле жизни и искусства из области "вечных" и онтологических в игровое и ироничное поле концептуальных провокаций. Исходя из этого, интересным и характерным представляется перевод "Essence of Life – Essence of Art" на венгерский язык для выставки в Будапеште как "Соль жизни – перчинка искусства".

Выставка "Смысл жизни – смысл искусства" уже побывала в Будапеште, а в 2006 г. отправится в Санкт-Петербург и Ригу. По мнению куратора, он должна в очередной раз продемонстрировать особую ценность восточноевропейского концептуального искусства, соц-арта и актуального для художников, а также востребованного публикой опыта русского авангарда и конструктивизма.

До 4 декабря в Государственной Третьяковской галерее

Выбор читателей