Эмоции – залог успеха

Чтобы выделить продукт среди конкурентов, необходима эмоциональная связь с потребителем. Однако эмоции возникают не на пустом месте, а являются результатом работы по развитию и позиционированию бренда




В условиях почти тотального запрета на рекламу алкогольной продукции новым продуктам из этой категории трудно удержаться на рынке, а тем более – завоевать достаточно устойчивые позиции. И тем не менее, некоторым это удается. Так, Золотую награду "БРЭНД ГОДА/EFFIE 2005" получила марка "Шустовъ", появившаяся на российском рынке сравнительно недавно. О том, как удалось за короткий срок добиться таких впечатляющих результатов, – в интервью с ведущим бренд-менеджером марки "Шустовъ" Тамерланом Парагульговым.

"Yтро": Расскажите об истории создания марки "Шустовъ".

Тамерлан Парагульгов: "Шустовъ" – марка современная, но с глубокими историческими корнями. Датой ее основания считается 1863 г., когда Николай Леонтьевич Шустов начал выпускать продукцию под своим именем. Сначала была только водка, потом появились ликеры, наливки, настойки, затем коньяки. Предприятия Шустова занимали первое место в мире по производству настоек, наливок и ликеров. А коньяки Шустова принесли своему производителю славу "российского коньячного короля", всемирную известность и признание. После революции имущество Шустовых было национализировано, а славное имя – незаслуженно забыто.

Группа предприятий "ОСТ" начала возрождение марки "Шустовъ" в 2001 г. – потомки знаменитого промышленника передали нам эксклюзивное право на использование имени Н.Л. Шустова. Уже в начале 2002 г. в Черноголовке были выпущены первые напитки этой торговой марки: настойка сладкая "Северная клюквенная Н.Л. Шустова"; водка "Шустовъ "Столовое вино №28"; коньяк "Шустовъ" трехлетней выдержки. Сегодня ассортиментная линейка напитков бренда "Шустовъ" состоит из восьми позиций: водки, коньяков, бальзама, сладких и горьких настоек.

"Y": На Украине продается коньяк "Шустовъ" одесского завода, это связано с вашей компанией?

Т.П.: На момент регистрации ТМ "Шустовъ" Группой предприятий "ОСТ" на территории России Одесский коньячный завод уже зарегистрировал эту марку на Украине. В качестве основания одесситы выдвинули тот аргумент, что когда-то одесский завод принадлежал Н.Л. Шустову. На самом же деле, согласно исторической правде, в начале XX в. в Одессе (а также в Варшаве и Санкт-Петербурге) были открыты агентства (представительства) по продажам российской компании "Товарищество Шустовъ съ сыновьями".

Мы не имеем отношения к продукции, выпускаемой на Украине, и наша позиция здесь такая: "Шустовъ" – это русская торговая марка, она родилась в России и неразрывно связана с ее историей, поэтому "Шустовъ" должен быть только российским. Для производства своих коньяков мы используем лучшие российские коньячные материалы из Дагестана и Ставропольского края, а чтобы дифференцироваться от одесских коньяков, на наших обязательно присутствует надпись "коньяк российский "Шустовъ". Украинский "Шустов" в России не продается и не может продаваться, поскольку здесь эта марка принадлежит Группе предприятий "ОСТ". И если на рынке появится, скажем, продукция другого производителя под торговой маркой "Шустовъ" или сходной с ней, мы будем решать это в судебном порядке.

"Y": Какова целевая аудитория данной марки, на кого она ориентирована?

Т.П.: Психологический портрет потребителя марки "Шустовъ": энергичные, открытые для общения люди, интеллектуальные и обстоятельные, которые трепетно относятся к семейным ценностям, ценят историческое прошлое России. Социально-демографические характеристики нашего потребителя можно описать так: это мужчины (около 70%) и женщины (около 30%) не моложе 25 лет, со средним и выше среднего доходом, работающие, семейные, имеющие детей, стремящиеся жить с комфортом.

Краткое описание сущности нашего бренда звучит так: "Шустовъ" – это алкогольные напитки высочайшего качества, которое основано на использовании лучших традиций российского предпринимательства, лучших традиций производства алкоголя в России, лучшего натурального сырья и самых современных технологий производства.

"Y": Водочных брендов существует очень много, как выделиться среди них?

Т.П.: Действительно, ассортимент крепких алкогольных напитков настолько велик, что порой покупателю бывает непросто сделать выбор. Наша задача – помочь ему выбрать именно наш продукт, и дизайн внешнего оформления играет здесь не последнюю роль. Поэтому над оформлением напитков ТМ "Шустовъ" работают только лучшие брендинговые агентства. Но одним внешним видом не обойтись, нужно грамотно выстроить коммуникацию с покупателем, донести до него идеологию, сущность и выгоды бренда, заложенные при его создании. И если это удается, то между покупателем и брендом возникает доверительная связь на уровне эмоций, выделяющая продукт среди множества конкурентов.

"Y": А помимо эмоциональной составляющей, что на ваш взгляд необходимо для создания и поддержания известного бренда?

Т.П.: Для этого очень важен авторитет компании-производителя, ведь без него очень трудно завоевать доверие покупателей. Нужна четкая стратегия развития и позиционирование бренда. Нужны яркие рекламные проекты, хорошая дистрибуция и поддержание качества на заявленном уровне. Нужны долгосрочные взаимовыгодные партнерские отношения. Но прежде всего, нужна слаженная команда специалистов и экспертов, нужен командный дух внутри компании, нужно, чтобы каждый участник команды понимал важность каждого шага по созданию и поддержанию успешного бренда. Успех бренда "Шустовъ" – это успех команды, состоящей из маркетологов, технологов, специалистов по связям с общественностью, специалистов по продажам...

"Y": Каковы дальнейшие планы по развитию марки "Шустовъ"?

Т.П.: "Шустовъ" – стратегический бренд Группы предприятий "ОСТ", мы планируем развивать и укреплять его. Особое внимание будет уделяться укреплению старых и выстраиванию новых партнерских отношений с нашими дилерами, представителями в регионах, представителями в розничных сетях. Объемы продаж продукции под этим брендом в 2006 г. планируется увеличить на 30 процентов.

Ассортимент марки "Шустовъ" тоже будет совершенствоваться: в 2006 г. планируется вывод на рынок новых водок в "среднем" и "суперпремиальном" ценовых сегментах, появятся новые высококачественные настойки. Большие планы связаны с коньяками: сейчас ведется подготовка к выпуску новых коньяков в сегментах "Premium" и "De Lux" из французских коньячных спиртов большой выдержки. Ведется строительство бондарной мастерской по ремонту и изготовлению дубовых бочек и хранилища для дополнительной выдержки российских коньяков и коньячных спиртов. Будет серьезно доработан ассортимент емкостей в соответствии с пожеланиями торгующих организаций.

Надеемся, что наши усилия в этом направлении порадуют потребителя, принесут успех нашему предприятию и бренду "Шустовъ".

Выбор читателей