Онлайн-конференция об итогах фестиваля "Золотой Витязь"

Пресс-центр РБК проводит интернет-пресс-конференцию, посвященную итогам международного народного театрального фестиваля "Золотой Витязь"


РИА "РосБизнесКонсалтинг" проводит интернет-пресс-конференцию по итогам Международного театрального фестиваля "Золотой Витязь", прошедшего в Минске с 28 октября по 6 ноября. В ней участвуют президент Международного театрального фестиваля "Золотой Витязь" Николай Петрович Бурляев и заместитель начальника Департамента социальной политики Постоянного комитета Союзного государства Ольга Евгеньевна Виноградова.

==Вступительное слово ведущего Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, 10 ноября 2005 г., пресс-центр РБК начинает интернет-пресс-конференцию, посвященную итогам международного народного театрального фестиваля "Золотой Витязь". С 27 октября по 6 ноября 2005 г. в Минске проходил III Международный театральный форум "Золотой Витязь". За 10 дней на сценических площадках Минска были представлены спектакли более 30 театральных коллективов из Беларуси, России, Украины, Сербии, Боснии и Герцеговины. Фестиваль прошел под эгидой Международного кинофестиваля "Золотой Витязь", министерств культуры Беларуси и России, а также Мингорисполкома. "Золотой Витязь" позиционируется как фестиваль реалистического театра. "За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека", - этот девиз сформулирован президентом Международного фестиваля "Золотой Витязь" известным актером и режиссером Николаем Петровичем Бурляевым, который приехал на наше сегодняшнее мероприятие. Также сегодня к нам приехала Ольга Евгеньевна Виноградова - заместитель начальника Департамента социальной политики постоянного Комитета Союзного государства. Я передаю слово Николаю Пертовичу для приветствия интернет-аудитории.

==Вступительное слово Н.Бурляева Это первый наш выход на интернет-аудиторию, хотя в 2000 г. наш кинофорум впервые транслировался в полном объеме по Интернету через Rambler. А теперь - третий международный театральный форум, который прошел в Минске. Он собрал огромное количество театров. Это был самый для нас рекордный форум по количеству театров и гостей (41 театр и до 700 участников побывало в Минске). Минск принял всех потрясающе, радушно, красиво, как умеют это делать жители данного города. Это мероприятие проводилось при личной поддержке Александра Лукашенко, а также министра республики Беларусь Леонида Гуляко и мера г. Минска Михаила Павлова. Эти люди сделали все, чтобы не было никаких забот у наших гостей. Форум был необычным для всех нас, для организаторов и для участников в той постановке вопроса, которую мы на третьем форуме сделали со всех определенностью. Ведь всем известно отношение церкви и поместных соборов к театру, к лицедейству, оно отрицательное (актеров даже не хоронили в церковной ограде). Поэтому мы задали сами себе вопрос и всем нашим участникам – а тем ли делом мы занимаемся, театром? В принципе, это богоугодное ли дело, и есть ли от нас помощь господу и отечеству. Мы провели международную конференцию на тему "Духовные традиции и театр христианского мира в эпоху глобализации", где мы открыто говорили на эту тему. Там выступали крупнейшие артисты театров разных стран, а также богословы-ученые, которые нам рассказывали об отношении к театру в древности и о том, как это отношение претерпевает изменения в наши дни. Ведь в социальной доктрине русской православной церкви нам подан спасательный круг, выручающий нас, есть фраза о том, что это угодное дело, если деятели искусства, театра, кино пытаются заниматься обновлением своей души и через искусство свидетельствуют об опыте духовного возрождения. Вот тогда мы можем быть полезными и господу, и народу.

==Вступительное слово О.Виноградовой У нас существует традиция общения в интернет-эфире по поводу премий Союзного государства в области литературы и искусства. В форме такой пресс-конференции мы общаемся уже четвертый год с нашиим слушателями и зрителями. Так получились, что участники и организаторы фестиваля, о котором мы сегодня говорим, не были номинированы на эту премию еще ни разу. Я думаю, что это дело, может быть, ближайшего будущего. Что касается сегодняшнего события, то я думаю, это вполне знаменательно. Как правило, нам задают вопросы по поводу проведения тех мероприятий, которые Союзное государство напрямую финансирует на 100%, на 80%, на 50% - такие мощные мероприятия, как "Славянский базар", Дни республик в одном из государств. Сегодняшнее мероприятие, о котором мы говорим, практически не искало изначально поддержки у нашего бюджета. Это в какой-то степени знаменательно, потому что действительно великолепно, когда люди идут на сближение - я говорю о деятелях культуры и искусства - и в принципе у них есть на что опереться, есть поддержка мощная, и экономическая, и финансовая в том числе, я уже не говорю о творческой. То есть контакты российско-белорусской интелегенции, деятелей культуры, сегодня осуществляются не только сверху, но и разнонаправлено, и снизу в том числе, по инициативе самих деятелей культуры, участников этого процесса. Я, во-первых, поздравляю Николая Петровича и искренне выражаю ему благодарность по поводу того, что он инициирует такое важное и яркое событие в культурной жизни двух наших славянских стран. Когда мы говорим о значимости культуры в сегодняшнем изменяющимся мире, и в России, и в Белоруссии, это тоже неоднозначная ситуация. Мы прекрасно осознаем, что любые таможенные посты наносят вред, но если мы попытаемся возводить барьеры в области культуры, то негативные последствия могут быть несопоставимы, потому что они могут влиять на объединение или разъединение духовного единства, культурной общности двух братских славянских народов, это очень существенно.

==Вопрос / от Н.Салмана Как Вам видится развитие фестивалей "Золотой Витязь"?

==Н.Бурляев Я очень рад, что рядом со мной присутствует руководитель Департамента нашего Союзного государства, отвечающий за социальную сферу и сферу искусства, потому что мы правда никогда не обращались в эту уважаемую организацию и делали ошибку. Многие могут подумать, что у нас все очень благополучно - мы самодостаточны, мы мощны. Нет, мы очень тяжело выживали и выживаем в наше время, и, как показывает жизнь, нам все труднее, а не легче, поскольку поддержка российского Агентства по культуре и кинематографии убывает катастрофически. Притом что мы растем и масштабы растут, поддержка урезается. Что это - осознанная политика на дистанцирование от искусства? Михаил Швыдкой открыто говорит о том, что государство должно дистанцироваться от кинематографа, театра. Они попробовали сделать атаку и на театр, чтобы его выпихнуть так же, как и кинематограф, на рынок, но деятели театра отбили эту атаку на первый раз. Что будет дальше при такой рыночной политике, я не знаю. Так вот, на поддержка кинофорума убывает, на театральный форум Агентство по культуре нам обещало выделить в этом году и выделило 400 тыс. рублей. Что такое 400 тыс. рублей? На эти деньги мы могли бы принять полтора театральных коллектива, мы приняли 41 - это при помощи Белоруссии, иначе бы все рухнуло. Далее мы с огромным трудом выжали еще 200 тыс. руб., итого 600 тыс. руб. на весь этот форум. Это что - отношение к форуму патриотическому, государственному? Выполнение программы Путина? Нет, это вредительство данной программе и направлению, политике руководства государства. Я считаю, что такое отношение недопустимо. Если они к нам так относятся, у нас просто нет выхода, кроме как обратиться в Союзное государство, ибо "Золотой Витязь" стал всеславянским движением, от истоков все время идем вместе с Белоруссией, и сам бог велел обрести нам поддержку и прописку в этой мощной организации.

==Вопрос / от Талалаева Дмитрия (Москва) "Золотой Витязь" проводился в этом году в третий раз. Как возникла идея фестиваля и какова его история?

==Н.Бурляев Дорогой Дмитрий, театральный форум появился на 12-м году жизни кинофорума "Золотой Витязь". Когда мы увидели, что мы достаточно успешно поборолись за кинематограф и создали творческий союз, куда входят 15 стран славянского мира, я был избран руководителем этого союза. Динамика роста этого творческого организма удивляет многих, ведь за семь лет создания этого союза мы уже насчитываем 12 тыс. членов из 15 стран. Я прибавлю для справки, что в Союзе кинематографистов России, где я также член правления, за 60 лет - 4 тыс. 500 членов. Заметьте, что вот эта наша деятельность - не политическая, она - деятельность творцов, и нам удается гораздо больше. Так, в наш состав вошли в полном объеме все творческие союзы Болгарии, это притом что их политическое руководство указывает другие пути развития – в НАТО в ЕС и подальше от России, а они сердцем тянутся к нам, потому что именно "Золотой Витязь" 12 лет был единственным окном в мир, через которое болгары могли показывать собственный кинематограф. Мы задумались о театре, потому что я сам театральный деятель, я закончил Щукинское училище, я артист театра и кино, я работал в театре Моссовета у Юрия Завацкого, ученика Станиславского и Вахтангова, я работал с такими артистами, как Орлова, Марецкая, Мордвинов, Раневская, Бирман, Плятт. Это мои друзья, которые передавали мне этот факел. Вот я вспомнил о театре, но не к концу жизни, а в зрелом возрасте. Поскольку я отдалился от театра на долгие годы, именно Мордвинов мне рассказывал в 60-х гг. о тех изменениях в театральном процессе, которые он видел, я тогда этого не видел, то что театр начал издеваться над русской классикой, приспосабливать ее к самости режиссерской, а потом театр вообще все дальше и дальше катился под гору, и появилось очень много отрицательных моментов, кроме издевательства над классикой, - это оголение, патология, голубизна и все то, что мы видим в российских театрах в полном объеме. Это поддерживается на уровне Федерального агентства по культуре, которое считает, что пусть цветут все цветы, я же считаю, что это неправильная политика, но об этом мы будем отдельно говорить. Итак, мы взялись за театр, не зная, будем ли продолжать это дело. И вот, мы третий форум проводили, но я еще не знал, буду ли я это продолжать. Поэтому я так строго поставил вопрос перед собой как артистом и режиссером и перед коллегами о том, имеет ли театр вообще по природе место или он уже вообще такой искушающий и будоражащий, это явно не храм (Щепкин говорил, что театр – это храм, но люди церкви говорили, что это храм, но с черного подъезда)? Мы можем подводить к храму, на этот вопрос ответил "Золотой Витязь", потому что там появились поразительные спектакли, которые мы не видели до этого, но увидели в Минске, которые говорили о том, что артист - это слуга Отечеству и Господу. Организаторы форума, опытные, в отличие от меня, театральные деятели, которые держат руку на пульсе театрального процесса в Минске, говорили так – если на любом театральном форуме есть один-два достойных спектакля, то форум уже получился. У нас присутствовал 41 театр, я видел многое, но не все, поскольку я не мог увидеть все на уровне отбора программы, я доверился отборщикам, конечно, если бы я видел это раньше, где-то 15 я бы просто не пригласил, но 25 – это очень высокий уровень, а 10 – эталон развития театрального движения в России и в мире. И именно эти вещи были отмечены членами трех международных жюри. На сей раз мы разделили жюри, поскольку невозможно было посмотреть 41 спектакль за 10 дней. Поэтому у нас появилось три международных жюри: театра Больших форм, под руководством актрисы театра и кино Ады Роговцевой, театра Малых форм, под руководством главного режиссера Олега Пивоварова, и первый раз мы ввели детское жюри театра для детей, которое было составлено из детей - двое москвичей, двое белорусов и одна девочка из Боснии и Герцеговины. Они отметили именно то, что было эталонным.

== Вопрос / от Дулесова Григория (Московская обл.) 2005 год объявлен годом культуры России в Беларуси? Что было запланировано и какие мероприятия состоялись в рамках этого объявления?

==О.Виноградова У нас 2004 г. был годом Белоруссии в России, а 2005 г. - встречное движение и год РФ в Белоруссии. Два министерства и агентства (федеральное агентство российское) согласовали довольно внушительный план совместных мероприятий и деятельности по реализации этого большого проекта. Часть этих крупных мероприятий финансировалась через бюджет Союзного государства. Это обменные гастроли театральных коллективов, мероприятия, связанные с открытием фестиваля, и то, что будет в декабре, - закрытие фестиваля. На закрытии основным творческим коллективом будет оркестр под управлением Спивакова. Это очень мощные концертные, театральные и кинофестивали, которые будут в рамках этой программы осуществлены. Кроме мероприятий, которые финансируются за счет бюджета Союзного государства, очень много проектов, осуществляющихся по межведомственному соглашению двух министерств и по итогам подписания соглашений между приграничными территориями. Количество таких мероприятий просто невозможно посчитать. Только одна Брянская область организует в течение этого года на территории Белоруссии силами профессиональных и самодеятельных коллективов, силами библиотечных, музейных работников более 30 мероприятий. А есть еще другие приграничные области. Это и праздники, фестивали, творческие встречи, мастер-классы российских ведущих театральных и кинодеятелей в Белоруссии для выпускников, учащихся старших курсов специализированных творческих учебных заведений. То есть это очень разнообразная программа. Кстати говоря, в этом году очень активно представляет свои коллективы в Белоруссии Краснодарский край. Традиционно, в течение последних трех–четырех лет увеличивается количество контактов приграничных территорий. Краснодарский край с Белоруссией не граничит, но, тем не менее, в этом году принимает очень активное участие в данных мероприятиях.

==Вопрос Уважаемая Ольга Евгеньевна, поддерживает ли постоянный комитет Союзного государства культурные российско-белорусские программы сейчас и собирается ли он поддерживать их в будущем, например, такие проекты, как "Золотой Витязь"?

==О.Виноградова Однозначно, да. Другое дело, что речь идет об огромном количестве проектов, которые мы рассматриваем в течение года. По части проектов мы сами инициируем некое движение, скажем, по Премии Союзного государства в области литературы. Очевидно, многие присутствующие из вас знают об этом движении. Кстати, в ноябре мы, очевидно, проведем заседание экспертного совета, подведем предварительные итоги по выдвинутым номинантам, в Белоруссии уже эти номинанты представлены - три человека, мы ждем решение коллегии Министерства культуры РФ. После 10-15 ноября мы с членами экспертного совета встретимся и будем обсуждать предложения. Ряд проектов мы осуществляем сами, в частности, организуем большие представительские концерты в празднование Дня единения Союза РФ и Белоруссии 2 апреля. Кстати, 2006 г. - год 10-летия образования Союзного государства и учреждения праздника Дня единения, указы в свое время были подписаны двумя президентами. Мы готовим большие праздничные программы с деятелями культуры на территории России и Белоруссии, в том числе в Минске и Москве пройдут основные, головные мероприятия. Самое главное, когда мы говорим о поддержке проектов в сфере культуры, речь должна идти вот о чем. В соответствии с договором о создании Союзного государства, функции министерства, в частности, Министерства культуры Союзного государства, пока таковое не создано, выполняют министерства и ведомства РФ и Белоруссии, т.е. Минкультуры России, а сейчас и Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Минкультуры Белоруссии. Именно эти органы имеют право, в соответствии с договором, инициировать какие-либо предложения и быть госзаказчиками и получателями средств нашего бюджета. Поэтому, когда мы получаем проекты на рассмотрение из разных городов и небольших населенных пунктов по поводу совместных мероприятий, акций, долговременных программ или разовых мероприятий, мы направляем их на рассмотрение трех вышеназванных структур. Договор предусматривает именно такое движение, и именно министерства, если они поддерживают данные мероприятия, выступают госзаказчиками, и тогда мы финансируем эти мероприятия. Конечно, определенные сложности существуют, и у исполнителей в том числе. Предлагаемые различные идеи не всегда находят поддержку в министерствах культуры двух стран. Бывают случаи, что одно министерство поддерживает, а другое принципиально не соглашается. Но мы прекрасно осознаем, что бюджет Союзного государства - это не бюджет России и даже не бюджет Белоруссии. Поэтому в среднем 100-120 млн российских рублей, которые мы ежегодно расходуем на проведение культурных мероприятий за счет нашего бюджета, конечно, не могут охватить и малую толику этих предложений, которые можно было бы поддержать. Поэтому по части проектов мы учреждаем специальные призы и награды, мы иногда финансируем поездки на какие-то фестивали, то есть частично принимаем участие в финансировании проектов.

== Вопрос / от А.Султанкина (Барановичи) Уважаемый Николай Петрович, какова целевая аудитория подобных фестивалей?

==Н.Бурляев Я пришел в кино и встал перед кинокамерой в первый раз в 1955 г., то есть полвека тому назад, и видел разные этапы развития кино и театра. Я сам режиссер, драматург, актер. То, что я делал как режиссер, я делал на всеобъемлющую аудиторию, в частности, фильм "Лермонтов", чтобы он был интересен детям, родителям, ученым, академикам, колхозникам и так далее. Искусство, если оно истинно, должно работать на всех, а значит, быть позитивным, так, чтобы его могли видеть дети. Примеры этого есть, они собраны "Золотым Витязем" - за 14 лет жизни кинофорума мы показали 3 тыс. 200 именно таких фильмов, которые можно показывать всем. Мы работаем на всех, а не на какую-то отдельную группу людей.

==Вопрос / от Шакурова Михаила (Орша) Кто оказывает поддержку фестивалю, помимо министерств культуры России и Беларуси? Куда могут обращаться потенциальные спонсоры "Золотого Витязя"?

==Н.Бурляев Поддержка изначально и до сих пор, главная бюджетная поддержка осуществляется Министерством культуры РФ все эти годы, очень жаль, что она убывает. Кроме того, поддержку оказывают те регионы, в которые ездит "Золотой Витязь" (как известно, это блуждающий, странствующий рыцарь, и он приходит туда, где он в данный миг нужен). Так, мы были в трудное время в Приднестровье, в 1994 г., в блокадной Сербии в 1993 г., мы ездили под бомбы НАТО в Югославию, жили в Белграде в 1999 году. Так что, как вы видите, мы не ищем легких путей. Так вот, как правило, одна треть ложится на тот регион, который нас принимает. Последний, 14-й, кинофорум прошел в Челябинской области, и администрация области все сделала для того, чтобы все было прекрасно и на высшем уровне. Одну треть я вынужден изыскивать сам у самых разных попечителей. Я должен сказать, что это стало еще труднее делать, чем прежде. В этом году, если бы не поддержка РЖД и лично Владимира Якунина, то я не знаю, как бы мы всю эту армаду доставили в Минск и обратно отвезли. Так что все время жизнь испытывает нас, как мы выстоим, есть ли у нас силы дальше идти или мы поднимаем руки при таком отношении госчиновников к нам и просто уходим с этого поля, и тогда уже не будет "Золотого Витязя" на пространствах России и СНГ. Так что, если кто хочет помогать, помогайте, у нас есть сайт "Золотого Витязя", обращайтесь к нам, мы примем вашу помощь и будем искренне благодарны за поддержку, и, пользуясь тем, что здесь сидит руководство Департамента Союзного государства, я предлагаю вам сейчас задуматься о том проекте "Золотого Витязя" (был представлен и В.Путину, и Полтавченко, он известен патриарху, от многих имеет поддержку) - о создании Центра славянской культуры. Проект есть, в этом нашем общем Центре мы бы могли собрать все позитивное, что уже собрано "Золотым Витязем", чтобы там была киностудия, работающая на запросы нации, а не ориентирующаяся на Запад, чтобы там была киноакадемия, театральная академия, и такая уже готова, поскольку я выпустил лет семь тому назад в истории России православный курс авторской режиссуры. Там мог бы быть и киноцентр, и разные национальные деревни: русская, белорусская, украинская, сербская, болгарская и так далее. Он бы мог стать спасительным центром нашей общей позитивной славянской культуры. Проект есть.

==Вопрос / от Надежды Савельевой (Союз-ИНФО) Вопрос к Ольге Виноградовой. Означает ли это, что уже со следующего года Союзное государство будет принимать участие в финансировании мероприятий фестиваля "Золотой Витязь"?

==О.Виноградова К сожалению, нет, потому что проект бюджета на 2006 г. уже сформирован. Речь может идти только о следующем, 2007 г., и я хочу сказать, что формироваться проект бюджета начнет уже в феврале. До 1 марта мы делаем первые предложения нашим минфинам, России и Белоруссии. Это очень долгосрочный процесс, имея в виду и эти правила "игры" формирования нашего бюджета (игры в кавычках, так как это очень серьезное мероприятие). Я понимаю, что среди аудитории есть те, кто заинтересован в таких же обращениях, может быть, не столь мощных мероприятий, нужно иметь это в виду. Время формирования бюджета Союзного государства 2007 г. уже наступило, а в следующем году по разделу культура и искусство мы будем финансировать традиционное для нас мероприятие - "Славянский базар" в Витебске, участие в международном фестивале, мы будем финансировать обменные гастроли театральных коллективов, большую научно-практическую конференцию "Сохранение культурного наследия", выставку современных российских и белорусских художников и в Москве, и в Минске, фестиваль этнической музыки (скорее всего, он будет проводиться в Смоленске), скорее всего, мы будем финансировать фестиваль "Музыка и молодежь" и, очевидно, он будет в Анапе (большая такая культурная акция, совместная с парламентским собранием, которое в это же время будет проводить фестиваль "Молодежь за Союзное государство"). Это только основные мероприятия, которые в бюджет уже включены.

==Вопрос / от Дятчина Игоря (Москва) Кто автор главного приза - "Витязя"?

==Н.Бурляев 15 лет тому назад академик Федор Викулов, уже ушедший из жизни, создал, и это был подвиг мастера, первого нашего "Золотого Витязя" (три "Витязя", от золота до серебра). Сделал он это за три дня, спасая наш форум, потому что мы опаздывали, как обычно, по-славянски. Он сделал три первые наши награды, потом они претерпевали изменения, и последний наш потрясающий "Витязь" – это авторская работа скульптора Сергея Полегаева.

==Вопрос / от А.Любимова (телеканал "Звезда") Вопрос к Николаю Петровичу. Скажите пожалуйста, как вы оцениваете итоги прошедшего фестиваля "Золотой Витязь"? Какие-то тенденции намечаются?

==Н.Бурляев Я не ожидал, что получится так, как получилось. Я думал, что мы выполним программу на 70%, а мы выполнили ее на 101%. Приехали такие актеры, как Инна Чурикова, Алиса Фрейндлих, Ада Роговцева, Ростислав Янковский, Владимир Андреев, Людмила Чурсина, Николай Пастухов, Лариса Голубкина, Аристарх Ливанов, Раиса Недашковская, лучшая актриса Сербии - Рада Джуричен и другие. Отмечены действительно те 10 эталонных работ, которые не стыдно показывать во всем мире. Я очень рад, что дети оценили истинно эталонный спектакль для детей - спектакль Белорусского государственного музыкального театра "Буратино.by". Я побывал в этом уникальном театре и увидел это действо. Такого уровня я не видел нигде и никогда. Это живой оркестр, артисты, поющие вживую, потрясающе двигающиеся артисты, прекрасные костюмы, декорации, музыка Рыбникова, то есть все сошлось в единое потрясающее действо, и это отмечено "Золотым Витязем". Кроме того, в театре малых форм отмечены потрясающие артисты. "Золотой Витязь" - спектакль "Оскар и розовая дама" Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета, в главной роли великая русская актриса Алиса Бруновна Фрейндлих. Она также отмечена золотой медалью Мордвинова за выдающийся вклад в театральное искусство. Этой же медалью отмечен один из самых выдающихся актеров Республики Беларусь Ростислав Иванович Янковский, и один из лучших артистов России - Николай Иванович Пастухов. Вот эти трое артистов удостоены этой нашей награды. Вторая награда "Серебряный витязь" в этой номинации отдана в руки Владимира Алексеевича Андреева, главного режиссера Театра им. Ермоловой, за главную роль и за спектакль, который он сам поставил по пьесе Леонида Зорина "Невидимки". Я лично, открыв рот, ловил каждое мгновение пребывания этого артиста на сцене, это удивительно. И открытие для всех в Минске - спектакль "Грех" Днепропетровского театра одного актера "Крик", который также получил "Серебряного витязя". Режиссер и актер, игравший главную роль, - Михаил Мельник. Я сам, к сожалению, не видел эту работу, но это что-то уникальное. Далее по театру больших форм у нас отмечен "Король Лир" Тувинского государственного драматического театра им. В.Кок-оола, режиссер - Алексей Ооржак. "Серебряного витязя" мы отдали Национальному академическому театру им. Янки Купалы, спектакль "Чичиков". "Золотой Витязь", по единодушному решению жюри, отдан театру, который никто не знает в Москве, это даже не театр, а театральное объединение "Провинция", которая около 20 лет путем актерского подвига держит вот эту вещь по Федору Абрамову "Бабилей". Я очень рад, что четыре уникальные актрисы из этого театра здесь сейчас присутствуют. Я был на вашем показе: открылся занавес - и на сцене просто пять русских старух. Пауза, ничего не происходит, и на 14-й секунде - овация в зале. Вот за эту паузу и за эту правду русской жизни, идущей со сцены, и они отмечены "Золотым Витязем", я искренне их поздравляю еще раз, это победа.

==Вопрос / от М.Якутовой (Москва) Уважаемый Николай Петрович, в чем, на ваш взгляд, миссия театрального "Золотого Витязя"?

==Н.Бурляев Миссия театрального "Золотого Витязя" отчетливо осуществилась на Третьем театральном форуме в Минске, о котором я уже говорил. Каким должен быть театр перед Господом и Отечеством? Каким он может быть и какой он есть в лучших проявлениях. Я надеюсь, что мы дали повод очень многим деятелям театра задуматься о том, что они делают на сцене, и вспомнить евангельское предостережение, обращенное ко всем нам, деятелям кино, театра, искусства и телевидения. Оно гласит: "Невозможно не прийти в этот мир соблазнам, они должны прийти. Но горе тому человеку, через которого соблазн приходит". Мы не должны быть разносчиками дурного.

==Заключительное слово Н.Бурляева Все, кто пользуется Интернетом, и все, кто выкладывают там собственную информацию, помните о том, что вас читают и дети, что они на этом растут, и горе тем пользователям, которые растлевают через Интернет наших детей. Помните об этом предостережении, лучше бы вам не родиться, а уж если вы родились, если вам отдано в руки это оружие, то будьте добры, соответствуйте исполнению промысла Божьего на земле, а не дьявольского промысла.


Пресс-конференция РБК по итогам фестиваля "Золотой Витязь". Фотогалерея

Выбор читателей