Грузию не устраивает даже мнение ОБСЕ

Безрезультатно закончились в Любляне переговоры делегаций Российской Федерации, Республики Северная Осетия - Алания, Республики Южная Осетия и Грузии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, длившиеся до пяти часов Yтра




Очередная встреча Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта (СКК) под эгидой ОБСЕ и Еврокомиссии, состоявшаяся в г. Любляна (Словения), закончилась безрезультатно. Грузинская сторона в лице госминистра по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы заявила о том, что данная встреча была самой бессмысленной за всю историю переговоров. "Это были долгие и самые безрезультатные переговоры", - отметил он. Госминистр высказал также возмущение по поводу того, что южноосетинская и российская стороны выступили против проведения встречи премьера Грузии Зураба Ногаидели с президентом самоопределившейся Республики Южная Осетия Эдуардом Кокойты.

Если вспомнить общеизвестные правила протокола, то глава государства вроде как должен встречаться с главой другого государства, премьер - с премьером, а Иван Васильевич сможет запросто побеседовать с Гиви Пантелеймонычем, если у них на то будет добрая воля и тема для общения. Впрочем, все по порядку.

15-16 ноября в словенской столице Любляне встретились делегации Республики Южная Осетия (РЮО) во главе с министром по особым делам, Сопредседателем СКК от юго-осетинской стороны Борисом Чочиевым, Российской Федерации во главе с послом по особым поручениям МИД РФ Валерием Кеняйкиным, Республики Северная Осетия - Алания во главе с государственным советником РСО-А Таймуразом Кусовым и Республики Грузии во главе с госминистром Георгием Хаиндрава. Заседание Комиссии приветствовал и открыл действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Республики Словения Димитрий Рупел.

Д. Рупел выразил надежду на то, что встреча в Любляне будет использована сторонами для придания действенного импульса процессу урегулирования конфликта. По его словам, реальной основой развития мирного процесса является идея налаживания совместной работы правоохранительных органов, включая возобновление деятельности Совместного координационного центра по взаимодействию правоохранительных органов при СКК. Также, по словам Рупела, реализация договоренностей по экономическому восстановлению зоны конфликта пойдет только на пользу мирному процессу.

Кроме того, Председатель ОБСЕ поддержал предложение российской стороны о необходимости организации четырехсторонней встречи высших политических руководителей Смешанной комиссии. "Хотелось бы, чтобы возможности, предоставляемые сегодняшним заседанием, были использованы для создания условий для скорейшей встречи на самом высоком политическом уровне между сторонами. Существует неотложная необходимость в такой встрече для стабилизации ситуации и демонстрации политической воли к продвижению процесса вперед - позитивно и интенсивно. Я надеюсь, что данное заседание СКК будет способствовать тому, чтобы эта встреча на высоком уровне состоялась", - заявил председатель ОБСЕ.

Однако грузинская сторона высказалась резко против. Как отмечают наблюдатели, представители Грузии во всем поддерживают ОБСЕ только в том случае, если мнение европейцев им выгодно. Однако стоит этой уважаемой организации сказать что-то "из ряда вон", в ход идут весьма некорректные выражения. Так, европейские информагентства передают, что грузинский министр Хаиндрава заявил о том, что "мнение Рупела - это его личное дело". Источники Yтра приводят более точное высказывание госминистра. Он сказал, что "свое мнение Рупел может высказывать у себя на кухне".

К слову, формат переговоров предполагал, что они закончатся в пять часов вечера. В пять часов они и закончились, но уже Yтра следующего дня. Источники нашего издания, вернувшиеся из Любляны, говорят о том, что неоднократно приходилось возвращать за стол переговоров именно грузинскую делегацию. Граждане Словении, которая, пожалуй, является самой благополучной и мирной частью развалившейся Югославии, долго не могли понять, из за чего весь этот сыр-бор.

Впрочем, не нам судить, отчего стороны в очередной раз так ни до чего и не договорились. Мы только знаем, что юго-осетинская сторона высказалась против расширения формата СКК. По мнению руководства Южной Осетии, гарантом безопасности в зоне грузино-осетинского конфликта является Россия, и только благодаря ей урегулирование там идет результативнее и эффективнее, чем в других "горячих точках" планеты, где гарантами безопасности выступают другие страны. По информации, поступившей к нам в редакцию, делегация Южной Осетии решительно воспротивилась попыткам грузинской стороны навязать участникам переговоров обсуждение вопросов, которые не входили в повестку дня. Кроме того, делегация РЮО посчитала для себя невозможным участвовать в разработке законопроекта Грузии по реституции - "Право на реституцию и компенсацию пострадавшим вследствие грузино-осетинского конфликта". Грузия, заявили члены юго-осетинской делегации, является другим государством.

В Любляне министр по особым делам Южной Осетии Б. Чочиев с особой озабоченностью отметил, что Республика Грузия продолжает наращивать свою военную мощь. "В то время, как Южная Осетия сократила на 50% свои вооруженные силы по инициативе Э. Кокойты, Грузия активно вооружается и милитаризируется - причем не из каких-то неизвестных источников", - заявил министр. Некоторые страны ОБСЕ и те, кто очень хочет там быть, нарушают, по словам Б. Чолчиева, целый ряд международно-правовых актов, запрещающих поставки оружия в конфликтные регионы, в том числе "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности" от 1994 г., "Принципы, регулирующие передачу обычных вооружений" от 1994 г., а также документы ОБСЕ о легком и стрелковом вооружении от 2001 года.

По информации, поступившей от юго-осетинской стороны, делегация самоопределившейся республики выдвинула предложение сторонам СКК способствовать незамедлительной организации встречи министров внутренних дел с целью выработки комплекса мер по улучшению взаимодействия между соответствующими структурами Южной Осетии и Грузии, в том числе, и по борьбе с преступностью. Однако, отмечают в делегации РЮО, данное предложение не нашло отклика у грузинской стороны.

Другим важным предложением, направленным на повышение мер доверия, было решение вопроса о взаимной передаче сторонами конфликта граждан противоположных сторон, задержанных по подозрению в совершении преступных действий или осужденных судебными органами и отбывающих наказание. Было предложено создать четырехстороннюю группу с привлечением экспертов из международных, в том числе - правозащитных, организаций по мониторингу ходя расследования и судебного рассмотрения уголовных дел в отношении граждан конфликтующих сторон.

Много чего было обсуждено на встрече в Любляне. Вот только Георгий Хаиндрава по ее итогам заявил следующее: "К сожалению, эта встреча еще раз убедила нас, что действующий формат СКК недееспособен. Если ранее в формате СКК еще было возможным достижение каких-либо соглашений и их выполнение, то на сегодняшний день достичь соглашения по какому либо вопросу практически невозможно".

Что ж, нам это привычно. Вот только пожилой словенский бармен в бывшей резиденции югославского диктатора Тито очень переживал. Ну на кой ему бегать с чашками кофе до пяти Yтра, если толку от встречи все равно нет?!

Выбор читателей