Интеллектуальные картинки

Гвоздем выставочной программы non-fiction считаются две независимых экспозиции: Первая московская международная выставка-ярмарка "Книга художника" и масштабный проект "Искусство иллюстрации"


ФОТО: museum.ru



Существует довольно распространенное заблуждение, что Международная ярмарка интеллектуальной литературы, более известная под названием non-fiction, предназначена исключительно для книгочитателей. Нельзя отрицать печальный факт, что многие посетители выставки-продажи приходят в ЦДХ исключительно за литературными новинками или же ради встречи с модным писателем. И только немногим избранным доподлинно известно, что в рамках мероприятия неизменно проходят замечательные выставки.

Между тем, выставочная программа non-fiction с каждым годом все интенсивнее набирает обороты. Нынешняя, 7-я по счету ярмарка предлагает вниманию зрителей столько интересных проектов, что игнорировать их просто невозможно. К тому же с книжной ярмаркой традиционно охотно сотрудничают посольства – формат относительно недорогой камерной выставки позволяет привозить произведения современных графиков и книжных иллюстраторов. В специальных проектах сегодняшней non-fiction участвуют как российские, так и зарубежные художники.

Одновременно с книжным вернисажем в фойе ЦДХ открывается стенд издательской программы "Интерроса" с экспозицией, основанной на изобразительном материале книг серии "Россия. ХХ век". А совершенно в совершенно несерьезном на первый взгляд "Хи-хи кафе" разместился проект, посвященный самиздату рисованных историй, а точнее – выходу в свет 3-го "Аль'Манаха" рисованных историй. Свободные от диктатуры издателей, художники легко играют с формой и содержанием литературной классики. Супергерой Гамлет, изящно побеждающий своих врагов; жуткие клоны-продавщицы местного сельпо, атакующие московского растамана; кровать, мутировавшая от одиноких эротических фантазий своего владельца, и прочие "Ужасы, поджидающие москвича за кольцевой дорогой", заставят нервно захихикать любого посетителя.

Не менее привлекательно выглядят выставки, разместившиеся на втором этаже. Например, экспозиция Д.А. Пригова "Запечатление текста. Живые стихи". "Всякое запечталение вербального текста на листе бумаги, выставленного в виде визуального объекта и назначенного быть визуальным объектом, таковым и является, – утверждает автор. – Данная композиция составлена из простых листков печатной бумаги, на которых в разные годы на ходу, впопыхах, в поездках и в разного рода общественных местах я записывал свои стихи, которые и суть часть моего большого проекта под названием "Дмитрий Александрович Пригов".

Изящная выставка "Куколки", представленная издательским домом "Новое литературное обозрение" в рамках проекта "Культура повседневности", знакомит с иллюстрациями Марии Заикиной к книге Линор Горалик "Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи". Истории в картинках, повествующие о тяжелых буднях символа массовой культуры, были созданы художницей специально для этой выставки.

В пику забавным Барби-комиксам выступает экспозиция Анастасии Хорошиловой "Бежин луг", приуроченная к выходу одноименного фотоальбома. Истосковавшись по загадочной русской душе, Хорошилова специально прибыла в родные пенаты из Германии, чтобы совершить увлекательное путешествие по настоящей русской деревне и запечатлеть колоритные образы местных пейзан.

Московский ГЦСИ решил воспроизвести в залах ЦДХ недавно состоявшийся проект "Аполлинарий", посвященный 125-летию со дня рождения Гийома Аполлинера. Участникам проекта было предложено создать авторские книги или отдельные графические листы на избранные стихотворения Аполлинера, используя как русский перевод, так и французский оригинальный текст. Выбор печатных техник и материалов, объема и конструкции книг, а также различных подходов – от иллюстраций и шрифтовых композиций до photo-based art и book-object – полностью предоставлен на усмотрение художников. Собственные вариации на заданную тему подготовили лучшие силы отечественного арт-рынка: Михаил Яснов, Игорь Бойков, Виталий Пацюков, Леонид Тишков, Евгений Стрелков, Юрий Гордон, Владимир Смоляр, Андрей Суздалев, Игорь Задера, Александр Данилов, Наталья Куликова, Евгений Гриневич, Михаил Волохов, Александра Криволуцкая и другие.

Однако гвоздем выставочной программы non-fiction считаются две независимых экспозиции: Первая московская международная выставка-ярмарка "Книга художника" и масштабный проект "Искусство иллюстрации", в рамках которого представлены произведения лучших российских художников XX столетия, от Фаворского и Штеренберга до Гарифа Басырова.

Творчество зарубежных коллег представлено выставкой иллюстраций Александра Линденберга и Кристины Сегеркранц к детской книге Йирьо Коко "Песси и Иллюсиа", организованной Финским литературно-информационным центром при поддержке посольства Финляндии в России, и экспозицией "Польская и русская литература на плакате", подготовленной Институтом книги.

Выбор читателей