"Экономика трубы" может приказать долго жить

В последние годы в России наблюдается рост производства в обрабатывающих отраслях на фоне снижения темпов роста нефтедобычи. Если данная тенденция получит развитие, это может означать начало конца "экономики трубы"




Известно, что в нынешнем году темпы роста российской экономики снизились и не превысят 6% против 7,1% в 2004 году. Но в сравнении со всей экономикой еще больше затормозилось развитие промышленности, причем впервые после выхода страны из экономической депрессии промышленное производство растет медленнее, чем ВВП в целом. Если в 2004 г. выпуск промышленной продукции увеличился на 7,3%, то за первые три квартала 2005 г. в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года – лишь на 4,0% (ВВП – на 5,9%), а за январь-октябрь – на 3,9%, что в точности совпадает с показателем I квартала. Налицо, вроде бы, стабилизация темпов промышленного развития на новом, достаточно скромном уровне. Однако даже при легком углублении в данные Госкомстата обнаруживается более сложная и, в общем, более оптимистическая картина.

Госкомстат публикует данные о динамике выпуска продукции по трем отраслевым блокам: "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды". Что касается последнего блока, то здесь уровень производства по существу не меняется: в 2004 г. прирост составил всего 0,1%, что находится в пределах погрешности измерений; правда, за 10 месяцев текущего года данный показатель увеличился до 1,4%, но это все равно еще не позволяет говорить о подъеме.

Темпы роста в добывающей промышленности неуклонно снижаются уже с начала прошлого года; во второй его половине такая тенденция стала особенно явственной, продолжившись и в нынешнем году. В I квартале 2004 г., по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, прирост в добывающих отраслях составил 8,4%, в IV квартале – 4,6%, в I квартале 2005 г. – 2,5%, а в III квартале с.г. и вовсе практически сошел на нет – 0,3%. В целом за январь-октябрь 2005 г. добыча полезных ископаемых возросла всего на 1%, в том числе нефти – на 2,2%, природного газа – на 0,3%. Приблизительно с апреля в данной сфере фактически наблюдается стагнация производства – нет сколько-нибудь значимого движения ни вперед, ни назад.

А вот в обрабатывающей промышленности ситуация совершенно иная. На протяжении прошлого года, за исключением некоторой "заминки" во II квартале, темпы роста здесь практически не менялись, в целом за 2004 г. составив 9,2%, причем их максимальное значение (9,8%) было зафиксировано в последнем квартале. В начале 2005 г. они существенно сократились (до 5,3% за январь-март), что на фоне усилившейся рецессии в добывающих отраслях и определило по итогам I квартала резкий спад темпов индустриального развития в целом. Однако затем положение в обрабатывающей промышленности стало, хоть и не слишком быстро, выправляться. Таким образом, некоторое ускорение роста в этих отраслях компенсировало продолжавшееся, но уже затухавшее торможение в наращивании добычи полезных ископаемых. Отсюда и отмеченный выше результат – неизменность общего показателя промышленного роста в I квартале и по итогам 10 месяцев.

Во II квартале с.г. объемы производства в обрабатывающей промышленности возросли относительно аналогичного периода прошлого года на 6%, в III квартале – на 7,1%, что уже не столь далеко отстоит от среднеквартального показателя роста в 2004 г. (снижение на два процентных пункта). Правда, в октябре прирост относительно октября прошлого года составил лишь 5,8%, но это, скорее, сезонное колебание: год назад в этом месяце тоже наблюдалось падение активности, причем был зафиксирован еще меньший прирост (5,3%), тогда как по итогам всего четвертого квартала темпы роста, как уже говорилось, оказались максимальными. В целом за январь-октябрь текущего года объемы производства в обрабатывающей промышленности увеличились на 6%, коррелируя тем самым с динамикой ВВП.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от добывающих отраслей, а также ряда производств, напрямую связанных с переработкой первичного сырья, большинство других отраслей не прошли после обвала первой половины 90-х годов еще и половину пути на этапе т.н. восстановительного роста. Скажем, в топливной промышленности к началу нынешнего года объемы производства уже достигли 92% от уровня 1990 г. (в том числе нефте- и газодобыча – соответственно 102% и 99%), превзойдя показатель 1992 г. на 6%, а 1995 г. – на треть; выпуск продукции черной и цветной металлургии поднялся до 83% от уровня 1990 г., также превысив показатель 1992 г., не говоря уже о 1995 г. (тогда объемы производства относительно 1990 г. равнялись 59% в черной металлургии и 55% – в цветной). В то же время, за исключением химической промышленности (объемы производства в прошлом году относительно 1990 и 1992 гг. – соответственно 73% и 102%), другим обрабатывающим отраслям, как правило, еще далеко до выхода хотя бы на рубежи первого года рыночных реформ. В пищевой промышленности объемы производства составили в прошлом году 69% от уровня 1990 г. (в 1992 и 1995 гг. – соответственно 76 и 52%), в машиностроении – 61% (75 и 39%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 50% (78 и 44%), в промышленности строительных материалов – 44% (те же 78 и 44%). А такие отрасли, как легкая промышленность (14% от уровня 1990 г. против 64 и 18% в 1992 и 1995 гг. соответственно), мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность (40% против 82 и 52%) – и вовсе продолжают деградировать. Если бы при таком положении дел было зафиксировано еще более существенное сокращение темпов роста в обрабатывающей промышленности, это следовало бы трактовать как полный крах экономической политики правительства.

По счастью, все не так плохо, хотя восстановление обрабатывающих отраслей могло бы проходить и более интенсивно. Отметим также, что продолжающийся здесь рост на фоне стагнации в добывающей промышленности отнюдь не означает желаемого снижения ресурсоемкости экономики. Так, экспорт сырой нефти в страны дальнего зарубежья в январе-сентябре текущего года сократился на 18 млн. т., или на 10% по сравнению с тем же периодом 2004 года. С учетом также небольшого расширения нефтедобычи, в этом году внутри России реализуется примерно на 7,5% больше нефти, чем в прошлом. В условиях ухудшения конъюнктуры на мировом рынке черных металлов определенная переориентация на внутренний рынок наблюдается и у металлургов.

Таким образом, складывается новая ситуация. Если раньше наращивание экспортного производства сырья и полуфабрикатов "тянуло" за собой остальную индустрию, то теперь рост в обрабатывающих отраслях в большей степени стимулируется внутренним спросом, не связанным с нуждами сырьевых экспортеров, и, в свою очередь, поддерживает добывающую промышленность, а также оттягивает часть ее внешних поставок. Если указанная тенденция получит развитие, это может означать начало конца "экономики трубы", о необходимости которого столь много и охотно говорят экономисты как либерального, так и левого толка.

Выбор читателей