Рождество и Новый год приглашают

В середине декабря в Москве открылось немало экспозиций, посвященных главным зимним праздникам. Есть смысл посетить Храм Христа Спасителя, Музей изобразительных искусств им. Пушкина и Центральный дом художника


ФОТО: museum.ru



В то время, как Москву заполняют нарядные елки и афиши праздничных концертов, выставочные залы и галереи стараются не отстать от главной темы декабря – способов и традиций празднования Нового года и Рождества. Уже в середине последнего месяца в году в Москве открылось немало экспозиций, посвященных грядущим праздникам.

Несмотря на обилие всевозможных предновогодних мероприятий, программы ГМИИ им. А.С. Пушкина уже несколько лет успешно лидируют с большим отрывом. Родители школьников пытаются всеми правдами и неправдами достать билеты на знаменитые музейные Рождественские балы, а для других возрастных категорий предусмотрены интереснейшие выставки.

В этом году праздничная экспозиция называется "Рождество в Санкт-Петербурге" и рассказывает о том, как сто лет тому назад в северной столице отмечали Рождество и Новый год. Открывается выставка текстом указа Петра I о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Экспонаты первого раздела экспозиции: иконы, детали облачения священника, церковные календари, рифмованное христославленье, стихи, и многое другое напоминают о русских традициях празднования Рождества как великого церковного праздника. Атмосферу ожидания рождественских чудес воссоздают на выставке прелестные мелочи. Старинные украшения и подсвечники ручной работы, очаровательные игрушки и изящные полезные мелочи, вроде игольницы или флакона для духов, можно разглядывать бесконечно. Почетное место в экспозиции занимает кукольный театр Гиньоль, изготовленный во Франции в 1867 году. В те времена подобные пальчиковые театры считались самым популярным ярмарочным аттракционом не только в России, но и в Европе. Разумеется, не обошлось без елки с подарками, праздничного стола и других непременных атрибутов ежегодного веселья. Однако, несмотря на обилие привлекательных экспонатов и всевозможных игрушек, идти на выставку с детьми не рекомендуется: старинные игрушки надежно спрятаны под огромными стеклянными колпаками, а оценить прелесть цветных гравюр может далеко не всякий ребенок. Экспозиция, задуманная как праздник души, на деле выглядит чопорно и уныло.


Фото: tvkultura.ru

Малолетнего зрителя стоит сводить в Храм Христа Спасителя, где проходит выставка "Вертеп. Итальянская рождественская традиция". В те далекие времена, когда русские детишки плясали вокруг елки и истово верили в Деда Мороза, праведные католики стремились как можно раньше познакомить своих чад с историей Рождества Христова. Для того, чтобы не читать детям малопонятную для их возраста книгу, они придумали небольшое театральное представление – вертеп. Иногда сцена Рождества разыгрывалась вживую представителями паствы – кто-то брал на себя роль Марии, другой соглашался быть Иосифом, у третьих одалживали новорожденного младенца. Но чаще специальные мастера изготавливали небольшие скульптурки, которые постепенно стали непременным атрибутом праздника. В основе проекта выставки лежит идея показать типичную для Италии художественную традицию вертепов, зародившуюся в религиозных кругах и быстро распространившуюся в народе. На выставке будут представлены старинные и современные вертепы, созданные различными школами из разных областей Италии и выполненные в разнообразной технике. Фигурки из дерева, глины, терракоты, живописные полотна, расписанные вручную изделия из папье-маше, железа, камня, гипса, воссоздают сцены рождения Христа и являются примером высочайшего уровня ремесленного искусства страны.

А вот наиболее прагматичным гражданам имеет смысл отправиться в Центральный дом художника. Местная Рождественская ярмарка предлагает немало всевозможных праздничных сувениров, большинство из которых являются авторскими работами или сделаны по эскизам известных дизайнеров. Помните только, что поход на такую выставку грозит обернуться серьезными расходами.

Выбор читателей