Пушкин и его теща

В Музее личных коллекций впервые экспонируются уникальные реликвии семьи Пушкиных-Гончаровых: медальон с портретом Пушкина, подаренный им своей невесте, а также портреты тестя и тещи поэта


ФОТО: museum.ru



Когда-то в России было пруд пруди всевозможных филантропов и меценатов. Третьяковы, Щукины и Морозовы с удовольствием жертвовали свои коллекции государству, искренне полагая, что искусство должно принадлежать народу. После революции поток дарителей изрядно поредел. И все же в социалистической России нашлись люди, пожелавшие добровольно расстаться со своими материальными ценностями. В далекие застойные годы в городе Ленинграде жил известный искусствовед и коллекционер, Илья Самойлович Зильберштейн. Будучи человеком не только образованным, но и энергичным, он сумел собрать уникальную коллекцию русского искусства, обставив на этом поприще многих конкурентов. Суровые методы борьбы на культурное наследие, принятые в ту варварскую эпоху, прекрасно описывает ленинградский искусствовед Владимир Кеменов. Будучи в Ленинграде, он зашел в антикварный магазин, где случайно встретился с Зильберштейном, с которым был знаком. Они оба обратили внимание на живописный эскиз, автором которого был обозначен Василий Суриков. Внимательно рассмотрев эскиз, Зильберштейн сказал: "Ну, какой же это Суриков?". И, пренебрежительно махнув рукой, отвернулся. Выйдя из магазина, они, распрощавшись, разошлись в разные стороны. Но, пройдя несколько домов, Кеменов, заколебавшись, остановился. "Я подумал, – рассказывал он позже, – Суриков или не Суриков, а эскиз хороший. Пожалуй, я его куплю". Он вернулся в магазин и обратился к продавцу: "Я решил купить этот эскиз". "Того эскиза уже нет, – ответствовал продавец, разводя руками. – Товарищ, с которым вы были, сразу вернулся и забрал его".

И все же, как говорилось в известной комедии, хотя Зильберштейн и мухлевал, цель у него была благородная. Он не собирался мещански облагодетельствовать своих потомков, а твердо решил отдать свои сокровища государству.

Не побоявшись прослыть идеалистом, Илья Зильберштейн выдвинул идею создания особого Музея частных коллекций. И эту благородную идею успел на склоне лет воплотить в жизнь, отдав ей немало сил и энергии. Ровно 10 лет назад рядом с Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина был торжественно открыт его филиал – Музей личных коллекций. Но выставка "Парижские находки" посвящена не юбилею музея, а столетию со дня рождения его основателя.


Фото: museum.ru

Среди жемчужин богатейшего собрания Зильберштейна, целиком переданного Музею личных коллекций, – работы И.Е. Репина и мастеров "Мира искусства", галерея портретов декабристов, исполненная Николаем Бестужевым. Невозможно переоценить заслуги Зильберштейна в деле собирания и возвращения на родину реликвий русской культуры, находившихся в частных собраниях за рубежом. "Со второй половины прошлого века и вплоть до Октябрьской революции из России интенсивно и бесконтрольно вывозились произведения древней отечественной живописи и работы наших выдающихся художников нового времени, уникальные рукописные фолианты с чудесными миниатюрами и редчайшие печатные издания, автографы прославленных русских писателей и книги с их дарственными надписями", – вспоминал коллекционер в одной из своих статей. Благодаря деятельности Зильберштейна многие из них вновь оказались в нашей стране.

К сожалению, не все из задуманного Илье Самойловичу удалось осуществить. Но сейчас его давняя мечта – открыть Родине одни из самых ценных пушкинских сокровищ русского зарубежья – сбывается. Впервые в России экспонируются уникальные реликвии семьи Пушкиных-Гончаровых, входившие в состав коллекции знаменитого танцовщика и балетмейстера Сергея Лифаря – медальон с портретом Пушкина, подаренный поэтом своей невесте Натали Гончаровой, а также портреты тестя и тещи "солнца русской поэзии".

В выставке принимают участие Российский Государственный архив литературы и искусства, Российская Государственная библиотека, Государственный музей имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, другие известные музеи, в свое время пополнившие свои коллекции благодаря усилиям Зильберштейна; также экспонируются произведения из частных коллекций Франции и Швейцарии.

Выбор читателей