Россия хочет стать солистом "ближневосточного квартета"

У России, сохраняющей традиционно близкие отношения с арабским миром, существует известная свобода маневра, позволяющая занять ключевую позицию в переговорном процессе, потеснив США


ФОТО: AP



На днях "ближневосточная четверка" (США, Россия, ЕС и ООН) выступила в Лондоне с заявлением, в котором призвала ХАМАС "отказаться от насилия, признать государство Израиль и придерживаться всех прежних международных договоренностей, в том числе плана по мирному урегулированию "дорожная карта", а также соблюдать закон, отказаться от террористических атак и уничтожить инфраструктуру террора". Ответ официального представителя ХАМАС был опубликован незамедлительно: "Решение "ближневосточного квартета" – это карательное решение. Оно нарушает права палестинского народа, поскольку поддерживает израильскую оккупацию. Это наказание для палестинцев за то, как они проголосовали на свободных выборах. Движение ХАМАС будет придерживаться своей прежней идеологии и обещает жестко отстаивать права Палестины на сопротивление".

Таким образом, вопрос о дальнейшем продвижении мирного процесса на Ближнем Востоке зашел в тупик: международные гаранты урегулирования конфликта предлагают решать все стоящие перед сторонами проблемы мирным путем, однако ХАМАС не собирается отказываться от идеи уничтожения Израиля и не стремится продолжать переговорный процесс. В то же время страны, осудившие движение, являются донорами, ежегодно выделяющими значительные средства на нужды Палестинской национальной автономии. В общей сложности прямые выплаты и программы помощи, осуществляемые США и странами ЕС, составляют более $1 млрд в год. ХАМАС уже заявил, что готов предоставить международному сообществу гарантии, что выделяемые деньги пойдут не на террористическую деятельность, а на социальные нужды. Однако США заявили, что не собираются продолжать финансирование ПНА, а ЕС пообещал "заморозить" выплаты и возобновить помощь только после того, как ХАМАС откажется от "вооруженной борьбы". При этом и европейские державы, и американцы обещают, что гуманитарная помощь в ограниченных объемах будет поступать в автономию вне зависимости от политического климата в регионе.

У России, сохраняющей традиционно близкие отношения с арабским миром, существует известная свобода маневра, позволяющая занять ключевую позицию в переговорном процессе и потеснить США, которые взяли на себя роль лидера ближневосточной четверки. В частности, вчера Владимир Путин, отвечая на пресс-конференции на вопрос телеканала Al Jazeera, намекнул, что если бы все участники процесса мирного урегулирования принимали "согласованные решения", ситуация не достигла бы такой высокой степени напряженности. Путин добавил, что Россия, в отличие от США и государств, входящих в ЕС, "никогда не признавала ХАМАС в качестве террористической организации", и пояснил: оппозиционные силы часто выступают с радикальными заявлениями, однако придя к власти, они меняют свои приоритеты. Он призвал ХАМАС признать за Израилем право на существование и "наладить контакт с международным сообществом". Но в любом случае, помощь палестинскому народу не должна прекращаться, отметил российский президент.

Именно этим, видимо, определяется и тональность заявления Сергея Лаврова, который сказал в Лондоне, что Россия не исключает "взаимодействия с ХАМАС". Глава МИД РФ, правда, оговорился, что во главе ПНА не должны стоять силы, выступающие за продолжение насилия, но тут же добавил, что поддерживает "позицию ХАМАС по легализации своих вооруженных формирований с тем, чтобы они обрели легальный статус".

Похоже, Россия собирается взять на себя роль переговорщика с ХАМАС, чтобы уговорить руководство движения сделать миролюбивые заявления и тем самым не выходить из процесса урегулирования конфликта. При этом у российской дипломатии есть весьма серьезный козырь – американские и европейские деньги, которые будут поступать в автономию в случае, если российские усилия приведут к компромиссу. Впрочем, Россия также готова поучаствовать в процессе оказания помощи новой администрации автономии. Так, первый вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов заявил, что "поставки бронетранспортеров автономии будут осуществляться в зависимости от конкретной ситуации в регионе на тот момент". Поясним, что речь идет о безвозмездной передаче 50 бронетранспортеров, о чем российское военное ведомство договорилось с представителями предыдущей администрации ПНА.

Ну а ХАМАС продолжает делать заявления, согласно которым решение прекратить финансирование автономии рассматривается как способ давления на организацию: "Пусть они нас не шантажируют. Раньше ЕС постоянно диктовал палестинцам, что нам делать пусть даже в ущерб палестинским интересам. Но у нас есть другие источники финансирования и другие союзники".

Выбор читателей