Россию обуяла жажда бизнес-знаний

Бизнес-образование выбирается за пределы столицы и начинает активно осваивать регионы. Деловая Россия всеми силами стремится к знаниям. Этой образовательной жажды должно хватить надолго. И слава Богу!




Растущая российская экономика испытывает острую нехватку грамотных управленцев. А управленцы не менее остро страдают от недостатка знаний. Причем не только и не столько институтских, фундаментальных, сколько практических навыков ведения бизнеса. Не удивительно, что в стране растет интерес к программам МВА. "Благодаря притоку нефтедолларов в России есть деньги. А вложения в бизнес-образование достаточно выгодны, поэтому люди и хотят учиться. Рост этого рынка идет на 10-15% ежегодно – и цены растут, и число принятых слушателей. И все равно спрос полностью не насыщается, потребность в обучении намного больше, чем нынешний потенциал существующих программ МВА", – говорит президент Российской ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко.

Однако далеко не все желающие получить степень магистра делового администрирования могут позволить себе учиться с отрывом от производства. Поэтому не менее интенсивно, чем рынок в целом, растет количество соответствующих программ в российских регионах. Правда, здесь есть свои особенности. По данным исследования, проведенного компанией Begin Group в декабре 2005 – январе 2006 г., в основном школы бизнеса возникают в городах с оживленным деловым климатом или в крупных сырьевых центрах. Наиболее активно бизнес-образование развито в Екатеринбурге, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Перми и Саратове, где действует по несколько бизнес-школ. Также между регионами России наблюдается существенная разница в стоимости подобного образования. Наиболее ощутимый удар по кошельку слушатель МВА может ощутить в Екатеринбурге, Сургуте, Перми, Самаре ($9200 и более), а наименее затратным процесс получения необходимых знаний в области бизнеса получается в Новосибирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Тольятти (до $6000). В Москве разброс цен на модульные программы, где могут учиться слушатели из регионов, значительно меньше, но зато в среднем стоимость выше. Большая часть программ (74%) стоит свыше $10 тысяч. Тем не менее, доля представителей российских регионов, а также стран СНГ (в первую очередь, Украины, Казахстана и Белоруссии) составляет порядка четверти от общего числа слушателей столичных бизнес-школ.

По данным исследования, в каждой второй бизнес-школе обучается примерно равное количество индивидуальных и корпоративных клиентов. При этом компании, как правило, оплачивают 100% стоимости обучения. "В целом, корпоративных клиентов больше в городах, где действуют мощные градообразующие промышленные предприятия. При этом такие слушатели часто учатся в местных программах MBA. Пять бизнес-школ из числа региональных адаптируют программу под корпоративных заказчиков, некоторые организуют с этой целью выездное обучение", – отмечает руководитель проекта BEGIN компании Begin Group Алла Жаворонкова. Этот фактор отражается и специализации региональных школ бизнеса. Если среди модульных программ в бизнес-школах Москвы чаще всего предлагаются специализации в области финансов, маркетинга, управления человеческими ресурсами, IT, то региональный рынок МВА менее дифференцирован и на данный момент на нем, в основном, преподается общий и стратегический менеджмент. Наиболее широкий спектр специализаций представлен в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде.

Во всех российских бизнес-школах среди слушателей из регионов России преобладают руководители высшего звена. В среднем их доля в региональных учебных заведениях составляет 84%, а в московских бизнес-школах – 87%.

И, наконец, еще одна интересная деталь. Очень большое количество программ МВА появилось в регионах в прошлом году. По мнению Анны Жаворонковой, столь бурное развитие бизнес-образования связано с общим экономическим ростом и развитием бизнеса в городах России. "Программы MBA открываются в наиболее активно развивающихся региональных центрах. В ближайшие годы следует ожидать продолжения данной тенденции", – поясняет она.

Однако есть и другое объяснение этому всплеску активности. Дело в том, что еще лет пять назад МВА в России существовало "подпольно". Только в марте 2000 г. Путин подписал указ, разрешающий присваивать квалификацию для программ профессиональной подготовки длительностью свыше 1000 часов, и звание "мастер делового администрирования" стало такой же официально признанной квалификацией, как инженер, бухгалтер или экономист. И лишь в 2004 г. была разработана система лицензирования подобных программ, после чего и обрушилась лавина заявок на совет по программе дополнительного профессионального образования МВА при Министерстве образования и науки, составленный из экспертов в данной области и, собственно, занимающийся профессиональной экспертизой учреждений, претендующих на проведение означенного обучения. Но пока аттестацию выдерживает лишь половина страждущих. "Быстрый рост всегда чреват невысоким качеством, – предостерегает Леонид Евенко, являющийся членом совета. – В регионах есть неплохие вузы, но нет никакой гарантии, что они действительно МВА будут давать, а не второе высшее. И мы достаточно этим обеспокоены. И мы также не знаем, насколько уверенно можно сейчас говорить о наличии регионального рынка бизнес-образования. Да, школ уже много, но большинство из них существует только на бумаге".

Как бы то ни было, налицо очевидная тенденция: деловая Россия всеми силами стремится к знаниям, и в ближайшее время этот процесс вряд ли остановится. И слава Богу!

Выбор читателей