Европа хочет получить российский газ в комплекте с трубами

Евросоюз приготовился к настоящей "давиловке" на Москву – приезжавший недавно председатель Еврокомиссии Баррозу провел первую "разведку боем" на этом фронте




Европейские партнеры настойчиво призывают Россию ратифицировать Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ) и подписать Транзитный протокол к ДЭХ – документы, поощряющие иностранные инвестиции в энергетику и устанавливающие режим свободного транзита иностранных энергоносителей по магистральным трубопроводам.

На рубеже 80-90-х в Западной Европе возникла идея создания Европейского энергетического сообщества (напомним, в те годы Евросоюза еще не было, а были три Европейских сообщества – экономическое, угля и стали, атомное). Однако начавшийся распад социалистического лагеря открывал новые перспективы – и в конце 1991 г. в Гааге была подписана Европейская Энергетическая хартия как механизм сотрудничества между Западной и Восточной Европой в энергетике. Впрочем, это была еще только политическая декларация, нуждавшаяся в конкретизации. И она последовала через 3 года – в декабре 1994 г. были подписаны Договор к Энергетической Хартии и Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам (они вступили в силу в апреле 1998 года). ДЭХ установил целую систему международных правил, регулирующих сотрудничество в энергетике. Они касаются пяти основных направлений: защиты и поощрения иностранных инвестиций в энергетику; свободной торговли энергетическими материалами; свободы энергетического транзита по трубопроводам и сетям; сокращения неблагоприятного воздействия энергетического цикла на окружающую среду; механизмов разрешения споров между государствами или между инвестором и государством.

Кроме того, в соответствии с Договором Хартия превратилась в межправительственную организацию – с руководящим органом в лице Конференции стран-участниц, собирающейся дважды в год, и Секретариатом, находящимся в Брюсселе. Хартия перестала быть чисто европейской – к ней присоединился и ряд стран Азии. В настоящее время ДЭХ подписан 51 государством (ратифицировали его, правда, только 46), 17 стран и 10 международных организаций (в том числе АСЕАН) имеют статус наблюдателя.

Россия, подписав договор еще в 1994 г., до сих пор его не ратифицировала и потому участвует в Хартии на временной основе. И дело тут не в традиционной для нашей страны бюрократической волоките. С января 2000 г. в рамках Хартии разрабатывается Протокол по транзиту, который должен развить соответствующие положения ДЭХ, т.е. детально регламентировать международный транзит энергоресурсов. Однажды он был уже практически готов к подписанию: в декабре 2003 г. имелся окончательный текст, оставалось согласовать лишь несколько вопросов, которые сводились к расхождению позиций между ЕС и Россией. Но тут нашла коса на камень, да так сильно, что Конференция решила вообще приостановить переговоры, поскольку стало ясно, что консенсус по транзиту невозможен. А теперь Россия резонно утверждает, что без этого протокола ДЭХ вроде как неполноценный получается, и поэтому ратифицировать его она не будет. Пока не завершатся переговоры по транзиту.

Но и европейцы не унимаются: уж очень им хочется, чтобы Россия участвовала в механизме ДЭХ. И сейчас, в период председательства в G8, Россия особенно уязвима в этом вопросе, поскольку сама же избрала тему энергетической безопасности в качестве приоритета своей работы на этом "посту". Вот ей и намекают, что Энергетическая хартия – признанный фундамент энергетической безопасности "восьмерки", но глубокоуважаемая страна-председатель его до сих пор почему-то не признает! Евросоюз приготовился к настоящей "давиловке" на Москву – приезжавший недавно председатель Еврокомиссии Баррозу провел первую "разведку боем" на этом фронте. А генеральный секретарь Энергетической хартии Андре Мернье заявил недавно, что надеется на подписание Протокола уже в первой половине года, как и на то, что Россия ратифицирует ДЭХ в этом году. По его словам, несмотря на то, что Россия не ратифицировала Договор, она является "ценным и активным участником процесса". Но отсутствие ратификации "создает риски для инвестиций", поскольку "воспринимается как нежелание России соблюдать его условия". Однако с российской стороны продолжают поступать довольно туманные сигналы: например, в начале февраля министр финансов Алексей Кудрин заявил, что страна в перспективе, конечно, присоединится к ЕЭХ, но сроки пока назвать невозможно.

Так что же за собака зарыта в этом Протоколе? Это свободный доступ энергоносителей к трубам и проводам всех стран-участниц. В Секретариате Хартии подчеркивают, что в плане обеспечения свободы транзита Протокол идет даже дальше норм ВТО. А учитывая тот факт, что весьма перспективные запасы углеводородов Каспия и Центральной Азии "отрезаны" от Европы территорией России – причем, на этой территории имеются все необходимые трубы, – европейцам просто жизненно необходимо добиться того, чтобы Россия подписала Транзитный протокол. К тому же минувшей зимой РФ показала, что, снабжая Европу газом, она будет жестко отстаивать свои интересы – в том числе, и в плане ценообразования. Это Европе не понравилось, равно как и имевший место факт перекрытия "краника" для Украины. А ведь ДЭХ как раз и не позволяет странам-участницам снижать поставки энергоносителей в ходе спора о ценах.

Таким образом, призывая Россию подписать Транзитный протокол, Европа хочет добиться вполне определенного состояния вещей: чтобы ей можно было закупать газ непосредственно у республик Центральной Азии (которые, разумеется, давно ратифицировали ДЭХ) и гнать его на запад по российским трубам. То есть, фактически исключить из этой цепочки саму Россию как неуступчивого посредника. "Цель наших партнеров по Хартии – пустить в российские газопроводы производителей-экспортеров из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении по низкой – внутрироссийской транзитной цене – 35 центов за тысячу кубов, – утверждает руководитель комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Валерий Язев. – Но тогда их газ на границе с Германией будет стоить раза в полтора дешевле российского, и он просто выдавит наш газ с рынка".

Впрочем, ДЭХ призван позаботиться и о российских запасах газа. В настоящее время "Газпром" не очень-то рвется брать в партнеры западные компании при разработке таких месторождений-гигантов, как Штокмановское. А европейцам уж очень хочется войти в долю! Так вот, ДЭХ будет всячески помогать им в этом стремлении.

Поэтому, подчеркивая, что Договор и Протокол уважают суверенитет государства над своими ресурсами и трубами, генсек Хартии Андре Мернье на пресс-конференции в Москве все-таки признал, что Россия, и в особенности ее энергетические компании, "лишатся определенных рычагов" в случае подписания Протокола. "Когда российские компании интересуются у Секретариата, смогут ли они защищать свои интересы в рамках Хартии, нам приходится отвечать очень осторожно", – сообщил он. Так стоит ли удивляться, что Россия так долго "динамит" европейцев с их энергетическим договором и протоколом? Вряд ли она вообще согласится принять их (по крайней мере, в их нынешнем виде).

Выбор читателей