Разоблачение скифской "принцессы"

Вот уже 13 лет на Алтае творится чертовщина. Археологи, раскопавшие мумию скифской женщины, прозванную "принцессой Кадын", чуть не плачут – столько бед обрушилось на их головы после этого


ФОТО: photo.knedlik.ru



В 1993 г. археологический отряд Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН под руководством Натальи Полосьмак нашел на алтайском плато Укок скифскую мумию, принадлежащую к Пазырыкской культуре. Далеко не первую по счету и не последнюю. Как минимум, 6 мумий, которые ныне хранятся в Государственном Эрмитаже, нашел и исследовал советский археолог Руденко еще в конце 40-х годов прошлого века в урочище Пазырык (по названию которого и названа культура), чуть позже академик Молодин там же на Укоке нашел еще две. Тем не менее, именно мумия скифской женщины, найденная в 1993 г., получила наибольшую известность как "принцесса Кадын".

Седьмая мумия

В случае с пазырыкской мумией все так удачно совпало, что при реставрации и консервации находки применялись почти все передовые технологии. Покрытое непонятными татуировками тело женщины, ее одежда, погребальная атрибутика и даже пыльца растений из захоронения подверглись тщательному анализу. В прошлом году спектральному исследованию подвергли шесть предшествующих пазырыкских мумий – и ахнули. Как и "Кадын", они были покрыты затейливыми татуировками.

Реконструкция мумии проводилась в знаменитой лаборатории Мавзолея. Об алтайских мумиях защищены диссертации, написаны тома исследований, например "Всадники Укока" и "Феномен алтайских мумий". В 2005 г. руководители экспедиции Сибирского отделения РАН получили Государственные премии – не столько за найденные мумии, сколько за весь комплекс многолетних исследований на плато Укок, в ходе которых изучены десятки памятников и получены новые данные, важные для понимания роли их создателей в истории мировой культуры.

Что касается скандального среди алтайской общественности погребения Ак-Алаха-3 (собственно так зовут "Кадын" в научном мире), то оно уникально в первую очередь степенью сохранности всех органических материалов – дерева, войлока, одежды. Редкое погребение такого возраста дает настолько полную картину древнего общества.

Археологи не очень любят слово "загадка". В отношении "Кадын" предпочитают говорить о, возможно, не заурядном социальном статусе женщины. Она была захоронена в богатом погребении с шестью конями, но не в воинской одежде, как это часто бывало в Пазырыкской культуре. Вместе с женщиной нашли искусно покрытые золотой фольгой деревянные изделия. "Принцесса" определенно занимала не последнее место в иерархии своего рода, но ничего более конкретного о ее статусе наука пока сказать не может. Зато не наука может. И говорит.

"Земля дрожала под ногами!"


Фото: photo.knedlik.ru

1993 год на Алтае выдался довольно жарким. В республике возрождалось национальное движение, и находка "принцессы" активизировала дискуссию о предках. Скифскую мумию включили в список почитаемых пращуров, хотя являются ли алтайцы прямыми потомками скифов, до сих пор неясно. Этнографы лишь предполагают, что на периферии скифской ойкумены могли сохраняться те или иные этнические группы, наследующие в чем-то скифам. Сегодня к таким относят осетин на Кавказе или хантов в Западной Сибири. Вообще, на сегодняшний момент потомками скифов себя объявляли многие, что неудивительно, учитывая большую историческую роль скифских народов на просторах Евразии. Между тем, к скифам относят все археологические культуры, имеющие в своей материальной культуре три параметра: скифский тип вооружения, скифский тип конской упряжи и скифо-сибирский звериный стиль в искусстве.

Как бы там на самом деле ни было, молва причислила мумию к царственному роду (чего у кочевников с зачатками государственности быть не могло), дала ей алтайское имя Кадын и отвела почетное место в новом религиозном пантеоне. На Алтае активно идет складывание новых религиозных течений на основе традиционного для этих мест шаманизма и нового бурханизма (национальная вера, сочетающая в себе традиционные элементы с буддизмом). В каждом районе есть свои организации шаманистов или бурханистов. Некоторые из их деятелей готовы хоть сейчас прочитать таинственные послания будущим потомкам, зашифрованные в татуировках "принцессы". Лидеры новых религиозных движений постоянно спорят о первенстве, и знание "о мумии" здесь не последний аргумент. Процесс образования новых религий сам по себе не хорош и не плох, но археологи с седьмой по счету мумией оказались крайними.

Главную роль в дестабилизации общественных настроений на горном Алтае, как считает участник раскопок на плато Укок, кандидат исторических наук Константин Банников, сыграли средства массовой информации. После находки пресса запестрела сомнительными сообщениями о чудесах вокруг мумии. Культ "принцессы Кадын" возник на глазах изумленных исследователей буквально из ничего. Фактически, на наших глазах медиа-инструменты конструируют новые сюжеты для квазирелигиозных представлений.

Особенно сильную головную боль у людей науки, причастных к исследованиям мумии, вызвали телевизионные сюжеты о "принцессе" – "Земля дрожала под ногами, когда мумию выкапывали из кургана!" и т.п. вещали из телевизора в сюжетах о "Кадын". Археологи клянутся, что ничего не дрожало, но предвзятое освещение находки сделало свое дело. В конце концов "голубой экран" обвинил экспедицию даже в том, что они "сварили" священную мумию!

История такова. "Принцесса" из Пазырыка мумифицировалась благодаря действию природных факторов. Почти сразу после захоронения, вероятно осенью, в ее склеп под курганом просочились грунтовые воды. С наступлением морозов они замерзли, а насыпанная сверху земля много веков не давала им оттаять. Получился естественный холодильник для трупа. Археологи оттаивали погребение горячей водой. Но СМИ подали информацию так, что археологи-вредители пытались сварить воплощенное божество. И разубедить обывателей в этом невозможно, поскольку перед законами мифотворчества законы физики бессильны.

История, конечно, по-своему комична, но и показательна. Когда научная истина подменяется вещами мифологического порядка, то все становится возможным. И речь идет не только об Алтае, на федеральном уровне мифотворчества, может, не столь откровенного, не меньше. Ну а пока седьмая по счету пазырыкская мумия объявляется богиней и прародительницей, а по ТВ вещают про злобных археологов, покушающихся на святыни.

Выбор читателей