"П" – значит "Пропаганда"

"Телепропаганда разрушает мозг!" – твердят братья Вачовски. "Поэтому нам нужна хорошая, качественная, правдивая телепропаганда, которая ничего такого с мозгом не делает", – неожиданно добавляют они




V – значит Вендетта (V for Vendetta)
США – Германия, 2005
Режиссер: Джеймс МакТиг
В ролях: Натали Портман, Хьюго Уивинг, Стивен Фрай


V, значит. Вендетта, значит. V здесь скорее буква, чем римское "пять" – хотя автор что-то такое в виду, несомненно, имел. Пятое ноября, день, когда англичане сжигают чучелко Гая Фокса, пытавшегося взорвать парламент. Здешний герой ходит в маске Фокса и тоже мечтает что-нибудь такое взорвать. И, что характерно, взрывает. И, понимаете, этот герой если не главный, то, как минимум, положительный. Политический подтекст – он чувствуется. Братья Вачовски хотели сделать остросюжетное, злободневное кино. Сделали почему-то "Вендетту".

Пускай вас не смущает то, что режиссером фильма значится совсем другой человек – Джеймс МакТиг. Он был главным помощником братьев во всех трех частях "Матрицы". Почему кино не доверили снимать самим Вачовски – история темная и запутанная. Да и какая разница. Зато Вачовски гордятся, что сценарий к фильму был создан задолго до "Матрицы". "Алан Мур, автор "Вендетты" – вообще наш любимый комиксист!", утверждают они. Комиксист, кстати, неплохой. Сумасшедший британский автор, лауреат десятков литературных премий, человек, отказывающийся иметь дело с техникой сложнее, чем пишущая машинка... Киношники любят Мура и периодически его экранизируют ("Лига выдающихся джентльменов", "Из ада", теперь вот "Вендетта" и еще обещанные "Стражники"). Мур на все экранизации собственных произведений реагирует довольно оригинально: чудовищными восьмиэтажными проклятиями. Не любит человек кино, что поделаешь. Более того, недавно он ухитрился выкупить все права на экранизацию собственных комиксов – просто чтоб никому не достались.

Дело в том, что Алан Мур, как и его безобразно толстый (и чрезвычайно бездарный) однофамилец Майкл – человек очень, скажем так, политически озабоченный. И в своих произведениях гневно бичует современное общество. Голливуду вся эта политика, естественно, не нужна. Совсем. Но сейчас, в условиях тотальной войны с терроризмом, и ему понадобилось что-нибудь срочно Гневно Обличить – например, тех, кто ущемляет свободу слова. Ну и вообще. Так что "Вендетта", с ее борьбой против всех и за свободу слова, пришлась кстати.

Понятно, отчего Мур так разозлился: Вачовски выкинули из сценария почти все хорошее, что было в оригинале. Вместо фашистского режима в Британии (так в оригинале, честное слово) и сопутствующих размышлений на тему терроризма, свободы слова и прочего мы получили, только не смейтесь, борьбу против телевидения. "Телепропаганда разрушает мозг!" – твердят Вачовски. "Поэтому нам нужна хорошая, качественная, правдивая телепропаганда, которая ничего такого с мозгом не делает", – неожиданно добавляют они.

Нет, фильм не то чтобы плохой. Там прекрасные актеры – Хьюго Уивинг (маску Гая Фокса он так никогда и не снимет), Стивен Фрай, лысая (специально ради этого фильма) Натали Портман. И остальные тоже как на подбор.

В "V" есть много хорошего. Драки, напоминающие одновременно и о "Матрице", и об "Эквилибриуме". Супергерой в маске, который появился на свет в результате таинственных экспериментов коварного Правительства и мстит (больше, конечно, издевательство над идеей супергероя – в самом финале это особенно хорошо показано). Душераздирающие кадры концлагеря. Натали Портман в тюремной робе... Все бы было хорошо, если б не диалоги.

Диалоги в этом кино крайне вычурны и претенциозны. Герои, вместо того чтобы решить проблемы по-мужски, ножами и пистолетами, вступают в долгие диспуты о свободе вообще, свободе слова, терроризме и общечеловеческих ценностях. Из этого мог бы получиться прекрасный политический триллер с антиутопическим уклоном, но красочные взрывы Лондона, кр-ровавые убийства и буйство спецэффектов отпугнут поклонников вдумчивых фильмов. Попытка охватить максимальную зрительскую аудиторию не слишком удалась.

Кино, при всем при том, неплохое. Но затянутое. Боевик с идеями – причем идеями, отличными от "мы перебьем всех плохих парней и будем жить долго и счастливо". В этом кино нам еще объяснят, что это за плохие люди, откуда они взялись и почему их всех надо убить. Во имя торжества добра и справедливости! А Биг Бен все-таки жалко.

Выбор читателей