Лучшего друга СССР не пускают в приличное общество

"Старожилы" до сих пор не могут оправиться от первой волны расширения ЕС на восток, а тут уже вторая подкатывает. Болгарию и Румынию могут затормозить на пути в Большую Европу




Еще недавно только и разговоров было, что о присоединении к ЕС всего Балканского полуострова, подумывали об Украине с Молдавией, с Турцией переговоры начали. А как дошло дело до конкретики – вступления, согласно договоренностям, с 1 января 2007 г. Болгарии и Румынии – европейцы серьезно призадумались. Может, подождать? И тут же выяснилось, что обе эти страны еще в чем-то не дотягивают до той условной планки, с которой возможно членство в ЕС (хотя до среднеевропейских показателей и оттуда не близко). Просто дело в том, что "старожилы" Евросоюза до сих пор не могут оправиться от первой волны расширения ЕС на восток, а тут уже вторая подкатывает.

Претензии Европейской комиссии к двум кандидатам-2007 формулируются довольно расплывчато. Еврокомиссар по вопросам расширения Оли Рен заявляет, что в Румынии есть необходимость создания "функциональной системы юстиции". В Болгарии неудовлетворительными признаны меры, принимаемые в борьбе с организованной преступностью, есть сомнения в независимости судебной системы, проблемы с нацменьшинствами. Но что касается экономики, то здесь даже ЕК признает серьезные успехи. "Надо поздравить Болгарию с развитием в течение этих лет и особенно в последние месяцы, когда ваша страна добилась солидного экономического роста", – заявил недавно Оли Рен болгарскому премьеру Сергею Станишеву. Действительно, экономический рост в стране – один из самых высоких в Европе. Сокращается безработица, растет благосостояние населения. И это вполне закономерно: ведь на протяжении последних лет Болгария вместе с Румынией аккумулируют значительную часть инвестиций, направляемых в Юго-Восточную Европу. Так, объем прямых иностранных инвестиций в Болгарию за последние 15 лет превысил $13 млрд, только в 2005 г. он составил 2,2 млрд евро (не считая средств, полученных от приватизации). Вместе с внутренними инвестициями объем капиталовложений достиг в прошлом году 5,5 млрд евро, что на 10% больше, чем в 2004 году. В текущем году прогнозируется его увеличение до 6,1 млрд евро. "Болгария крепко стоит на ногах и уже может рассчитывать на прямые иностранные инвестиции, не располагая активами для продажи", – заявляет руководитель национального агентства по инвестициям Павел Езекиев. По оценкам европейских экономистов, в прошлом году Болгария занимала ведущее место в Восточной Европе по соотношению иностранных инвестиций и ВВП.

Такая радостная картина во многом объясняется именно тем, что Болгария (как и Румыния) находится в процессе интеграции в евроатлантические структуры. Она является членом НАТО и вот-вот вступит в ЕС. А в порядке подготовки к этому событию София проводит вполне "европейскую" либеральную экономическую политику, что способствует повышению ее привлекательности в глазах инвесторов. В стране установлены очень низкие (особенно по европейским меркам) налоги, существует система льгот и гарантий для инвесторов, государство поддерживает перспективные проекты. Прибавьте сюда макроэкономическую стабильность, достигнутую во многом благодаря привязке болгарского лева к евро – и перед вами будет весьма перспективный кандидат в ЕС. Конечно, далеко не все в болгарской экономике гладко: например, во внешней торговле сохраняется заметное отрицательное сальдо, сельское хозяйство страны переживает не лучшие времена. Впрочем, это не так уж страшно: отрицательное сальдо свойственно многим странам ЕС, а сельское хозяйство вправе рассчитывать на субсидии Евросоюза, который под влиянием Франции весьма трепетно относится к своим фермерам.

На таком оптимистичном экономическом фоне довольно неожиданной оказалась угроза отсрочки вступления Болгарии в Евросоюз. Впервые она прозвучала на мартовском саммите ЕС, когда страны высказались за приостановление процесса расширения, по крайней мере до принятия евроконституции. Конечно, на Болгарию с Румынией это распространяться не должно: они уже подписали договор о вступлении. Однако в нем содержится возможность отсрочки, если страны-кандидаты в должной степени не исправят свои недостатки. Как бы то ни было, все решится в мае.

А пока ситуация складывается таким образом, что страны ЕС запросто могут и не пустить двух новичков. "Когда комиссар Рен заявляет, что старания Болгарии по созданию независимых судебных органов, а также по борьбе с коррупцией и организованной преступностью до сих пор "ограничены", в переводе с деликатного дипломатического языка это означает, что в этих областях практически ничего не сделано", – комментирует ситуацию Der Standard. И австрийские обозреватели сомневаются, что за оставшиеся до саммита недели что-то может коренным образом измениться "в судебной системе, два последних года устойчиво сопротивлявшейся реформам". То есть, вступление Болгарии может быть отсрочено на год (а там – видно будет).

Кончено, Евросоюз можно понять. Ему бы сейчас разобраться внутри себя: надо что-то делать с проектом конституции, с бюджетом ЕС, с иммигрантами. Необходимо оживить европейскую экономику. Наконец, нужно адаптировать все институты и механизмы к уже разросшемуся составу Евросоюза. Однако можно понять и те страны, которые давно и всерьез ориентировались на вступление в Большую Европу, а эта Европа их почему-то не пускает. Обидно, однако. Они ведь даже согласились вступить в ЕС на правах стран "второго сорта": договоры с Болгарией и Румынией содержат немало ограничений их прав членства в ЕС (по доступу к общему рынку, участия в аграрной политике ЕС, не говоря уже о свободном перемещении рабочей силы). Многие из них чем-то пожертвовали ради вступления в ЕС. Например, Болгария в 2002 г. выполнила требование о закрытии двух блоков Козлодуйской АЭС и готовится в этом году закрыть два оставшихся. Такие жертвы обходятся национальным экономикам недешево, и если они оказываются напрасными, то может возникнуть разочарование в интеграции и обида на Евросоюз.

Неспроста сразу после мартовского саммита (выявившего недружественное отношение "старожилов" ЕС к новым кандидатам) на юго-востоке Европы "ожило" интеграционное объединение стран, которые хотят, но пока не могут вступить в Евросоюз. В начале апреля страны-члены Центрально-Европейской ассоциации свободной торговли (ЦЕАСТ или СЕФТА) – Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория – подписали декларацию о создании зоны свободной торговли. Переговоры о ее создании должны быть завершены до конца сентября. К ЦЕАСТ на "птичьих" правах присоединилась сербская автономия Косово, а в ближайшее время, очевидно, присоединится и Молдавия. Незадолго до этого страны СЕФТА вместе с Грецией договорились о создании единого энергетического пространства. Эксперты уже нарекли СЕФТА "подготовительной группой Евросоюза". Впрочем, разумеется, никакой альтернативы Европейскому союзу это объединение не представляет: все его участники, несмотря на обиды, все равно стремятся в Большую Европу. И Болгария с Румынией, как только станут членами ЕС, покинут "тусовку подготовишек".

Гораздо интереснее в этой связи оживление другой интеграционной группировки – нашего ЕЭП. Ведь неспроста именно в эти же дни президент Путин отчитал вице-премьера Виктора Христенко за нерасторопность в подготовке документов по этому вопросу, и строить наше единое пространство решили втроем – Россия, Белоруссия и Казахстан. Очевидно, сейчас самое время вступить в решительную борьбу за "сердца" тех, кто остался за бортом европейской интеграции. Конечно, главное – не потерять Украину. Но – кто знает? – если Евросоюз в мае "тормознет" Болгарию, то не вспомнит ли она, что некогда была "шестнадцатой республикой СССР" и что на северо-востоке у нее есть друзья, не раз выручавшие болгарский народ в беде?

Выбор читателей