"Мы не рок-Сердючки!"

"Вопли Видоплясова" сегодня, пожалуй, единственная рок-группа Украины, которая обладает широкой известностью в России. Мы беседуем с ее лидером Олегом Скрипкой о новом альбоме, судьбе Украины и перспективах рок-музыки…




"Вопли Видоплясова" сегодня, пожалуй, единственная рок-группа Украины, которая обладает столь широкой известностью в России. На недавних трех московских концертах, где "ВВ" обкатывали песни с нового альбома и демонстрировали клип "Катерина", был аншлаг. Мы беседуем с Олегом Скрипкой о новом альбоме, судьбе Украины и перспективах рок-музыки…

Yтро: С чего начинается Yтро Олега Скрипки?

Олег Скрипка: Обычно Yтро начинается ближе к обеду. И не потому, что я сова, просто это из-за поздней работы. Встал, попил зеленый чай с молоком. Это скорее бурятская традиция. Впрочем, я сам себе ее придумал. Всегда любил зеленый чай и молоко, и вот теперь совмещаю два этих напитка в утреннем ритуале. Когда-то я вообще заваривал зеленый чай на топленом молоке. Обычно после чаепития я греюсь в ванной, особенно люблю это делать зимой перед выходом на улицу. Если мне в этот день никуда не надо идти, я сажусь за компьютер, смотрю почту, потом – то, что мне нужно по делам.

Y: Вы ведь приезжали с концертами в Москву не просто так. У вас готовится к выходу новый альбом. Расскажите о нем…

О.С.: Альбом называется "Булы деньки", он выйдет осенью. В этом году мы празднуем 20-летие знакомства основателей группы. Альбом будет ностальгическим по настроению – в него войдут песни из нашего раннего репертуара, и более поздние вещи, которые вписываются в пластинку по стилю. Это такой хард-рок – без попыток модернизации, без всяких компьютерных и прочих прибамбасов.

Y: А какая из песен, вошедших в новый альбом, вызывает больше всего ностальгических воспоминаний?

О.С.: Это композиция "Песенка", одна из ранних вещей, которая повлияла на формирование стиля "ВВ". Она написана в эстетике "сельского" рока, если можно так сказать.… Там такой сельский мотив, образ сельских парней, который сохранился до сих пор.

Y: Олег, вы родились в Таджикистане. Наверно, ваше детство прошло необычно?

О.С.: Помню, что по улицам я всегда бегал босой и в одних трусах и маечке – было очень тепло. Жили мы недалеко от Памира: город Ленинабад на реке Насырдарья. И мы гуляли по пустыне, ходили в горы – экзотика. Азиатская музыка постоянно звучала из телевизора и, наверное, оставила свой след в моей памяти. Обычным делом было то, что, например, в подвал детского садика заползала змея гюрза. Были периоды времени, когда мы точно знали, что скорпионы не жалят, и мы игрались с гадами. Экзотика.

Y: Вам предлагали роль Буржуя в известном сериале, почему отказались?

О.С.: Терпеть не могу сериалы! Не могу даже представить себе, как играть в сериале. Иногда предлагают какую-нибудь роль в многосерийном фильме. Блин, не могу! Сериалы – это же не настоящий кинематограф, это полуфабрикат. Я не могу ходить в "Макдональдс" и не могу смотреть сериалы! Я люблю настоящее кино и не перевариваю мыльные оперы, я люблю хорошую музыку и не слушаю эстраду. Я не ношу синтетические носки, я ношу только х/б… Я люблю все настоящее.

Y: А из большого российского кино последнего времени что реально понравилось?

О.С.: А у нас, в Украине, российское кино уже практически не показывают. Модно смотреть американские фильмы. В тусовке ориентация не на Россию, а на Запад давно прижилась. В украинской богемной тусовке не модно смотреть и обсуждать российское кино.

Y: Недавно в Москве был большой концерт группы "Океан Ельзи"…

О.С.: (шутливо) Да ну?!

Y: Да, они завершали российский тур сольником в Лужниках. А почему "ВВ" играет на маленьких клубных площадках и не стремится на стадионы?

О.С.: На сегодняшний день рок-музыка не живет, она существует. А "Океан Ельзи" все-таки принадлежит к поп-культуре, которая сейчас очень хорошо себя чувствует. Родина своеобразного культурного феномена именно Россия: здесь в начале этого века появились представители поп-культуры, имитирующие рок, которые очень быстро вытеснили настоящих рокеров. Сейчас процесс хорошо отслеживать по таким фестивалям, как "Нашествие" и "Максидром". Раньше там появлялись рокеры, теперь их нет совсем. Максимум, где сейчас рок еще существует, это "Горбушка".

Y: Песни на украинском языке по-прежнему тяжело отдать в ротацию на радио? Вот ведь "Океан Ельзи" ротируется в России…

О.С.: Тут другой механизм. В российских эфирах процентов 90 звучит русского языка – это в мировой практике один из лучших результатов борьбы за чистоту культуры. В Украине до революции звучало 2% родного языка, сейчас – 7%. "ВВ" попадал в эфир и тогда, и сейчас, но все равно бывает сложно – тебе начинают рассказывать о формате, неформате и т.д.

Y: Вы достаточно много лет прожили во Франции. Какой язык более напевный и мелодичный – французский или украинский?

О.С.: Французский, как и русский, не напевный язык. Отсюда вытекают особенности рок-культуры этих стран. Для меня существует текстовый рок и мелодичный. У французов и россиян – это текстовый рок, интеллектуальная музыка, где основная информация - вербальная. Украинцы, англичане, итальянцы и даже испанцы обладают более мелодичными языками, поэтому у них слова в песне несут совершенно иную нагрузку – они словно дополнительный инструмент к музыке. Текст не имеет четкого вербального смысла, он несет скорее мелодичную и аллегоричную нагрузку. Мы же привыкли, что все песни у нас имеют классный текст, и когда люди начинают понимать английский, они ужасаются, какие дебильные тексты песен у британских групп. А они не дебильные, там просто нет такой смысловой нагрузки, как в русских песнях.

Y: Однажды в какой-то компании мы привычно радовались хорошей плясовой песенке "Воплей" "Весна придэ", а одна девушка – украинка – посмотрела на нас и сказала: "А что вы смеетесь? Тут в этой песне стихи очень серьезные…" и стала нам переводить построчно…

О.С.: Вот в этом тоже может быть проблема. Многие нас почему-то воспринимают как "рок-Сердючек". Это специфика поп-культуры, которая монополизировала мозги людей, это вечная борьба Шарикова и профессора Преображенского, причем, в современном мире Шариков победил. В музыке точно. Шариковская музыкальная культура дает стандарт, и через эту призму нас воспринимают, через шариковскую культуру, к которой мы не имеем отношения. Собственно, и название группы эстетское (Видоплясов – персонаж повести Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели", лакей, сочинявший литературные опусы и называвший их "воплями"), но и журналисты, и даже наши фанаты часто забывают, что такое "вопли Видоплясова".

Y: Давайте для читателей переведем несколько строчек из первого куплета "Весны"…

О.С.: Ну, не совсем поэтический перевод получится. Примерно так: "Я пойду к реченьке встречать звезды, наблюдать, как падают, ловить их горстями. Наберу за пазуху эти брызги огней. Затанцую радостно и затанцую до смерти! Погонюсь за радугой, взлечу под тучами, взлечу под небесами, передам по радио: "Прощай, родная Отчизна!" Там действительно достаточно трагический текст.

Y: Олег, расскажите, как вы бросили курить? Поделитесь рецептом с курильщиками…

О.С.: Был Советский Союз, сигареты были редкостью. Я был бедным студентом и курил "Приму" за 16 копеек, но денег всегда не хватало. Поэтому я день держался, а вечером, когда уже совсем было невмоготу, собирал бычки. Иногда шел дождь, бычки были мокрые, я их собирал и клал на батарею, чтобы высушить, а потом я их курил. Но курил не просто так. Я был эстетом и поэтому заваривал себе кофе, приглашал соседа, и мы вместе смолили остатки сигарет. А однажды я ходил везде, искал, искал, но никак не мог найти бычок, и вдруг случайно наткнулся на окурок, который лежал на трамвайных рельсах. (Я тогда уже подумывал бросить курить, потому что сигарет не было и возникли проблемы с голосом). И вот я бережно принес этот бычок домой, высушил на батарее, заварил кофе по-турецки, затянулся дымом, и понял, что бычок обоссан… Это была последняя сигарета в моей жизни. Так что не могу дать четкого рецепта курильщикам, слишком уж много факторов должно совпасть, чтобы добиться такого успеха.

Y: Есть ли какие-то особенные традиции или приметы в группе "Вопли Видоплясова"? Например, известно, что вы не даете автографы перед концертом…

О.С.: Да, я не даю автографы перед концертом, а после него быстро убегаю (смеется). Есть такая тонкая примета лично для меня – перед концертом желательно не бухать, а то я потом все тексты забываю.

Y: Вот, например, у группы "Пикник" в гримерке всегда лежит палка колбасы, и они всех своих гостей угощают…

О.С.: Такую палку сухой колбасы я наблюдал у "АукцЫона", а один раз, когда они праздновали свое 20-летие, я им привез в подарок квадратный метр сала! Они его съели еще до концерта.

Y: Кстати, а вам необычные подарки делали?

О.С.: Нет. Ну, разве что картины дарили. А молодые фанатки нам почему-то все время дарят плюшевых мишек, и я не знаю, что с ними (с игрушками) потом делать…

Y: Ну, это традиция из фигурного катания, когда после выступления спортсменов, зрители на лед кидают мягкие игрушки, а специально обученные маленькие девочки их собирают…

О.С.: То есть фанаты фигурного катания ходят на наши концерты? Маньяки! (смеется)

Y: Олег, а почему вы отказались от звания заслуженного артиста Украины?

О.С.: Для рокера, или, по крайней мере, для человека, который хочет считать себя рокером, звание заслуженного артиста – это позорно. Я думаю, что звание заслуженного артиста больше подходит для эстрадников, для каких-то кобзонов что ли. Мы же думали, что новая власть будет вести себя прилично, а она принялась раздавать звания артистам. Это не солидно, не стильно. Мы слегка пожурили ее за это.

Y: Раз зашел разговор про власть: у вас как у гражданина должна быть некая гражданская позиция по поводу событий на Украине, в Грузии… Поделитесь?

О.С.: Я человек немного философского склада ума, поэтому отвечу так. Все, что происходит, не зависит от того, нравится мне это или нет. Главное понять, что происходит. Что касается, "оранжевой революции" я так решил для себя, что это объективные процессы, это развал Советской империи. Появились новые образования – Украина, Грузия, Россия – абсолютно новая, не похожая ни на СССР, ни на царскую страну. И как бы сегодня мы ни хотели сближения этих стран, дальше будет только удаление друг от друга. Я это понял и готов к ситуации. Единственное, что хотелось бы – это чтобы разделение не дошло до стадии агрессивного противостояния. Ну, до этого, скорее всего, и не дойдет, но вот некий информационный и экономический "железный занавес" вполне может быть. Я человек культуры и меня беспокоит, чтобы не было культурного "железного занавеса". Чтобы мы по-прежнему ездили выступать к вам, а российское кино свободно показывали у нас.

Y: На ваш взгляд, Украина будет ориентироваться на Запад или на Россию?

О.С.: Украина находится на евразийском культурном разломе. Культурная и этническая граница Европы и Азии проходит через Украину, а не по линии гор Урала. И в этом беда и специфика украинского этноса – в отсутствии государственности. И у нас две перспективы – либо быть Туркменистаном, либо быть Польшей. Но в любом случае, если это вариант Туркменистана, то у нас будет свой диктатор происхождением из Донецка.

Y: Как вы считаете, кто будет следующим президентом России?

О.С.: Либо Путин, либо Путин-2, то есть его человек, который будет пользоваться его влиянием. Если Путин, то перспектива понятна. Это история Кубы с пожизненным властвованием. А если Путин-2, то все зависит от этого нового человека. Есть большой риск, что это будет слабый человек, это такой синдром Николая II, когда царь – продолжатель династии, но слабый руководитель. Как ни странно, в данном случае я бы сказал, что лучше для всех, если Путин пойдет на третий срок. Всем нужно стабильное российское государство.

Выбор читателей