Вашингтону не терпится унизить сербов до конца

США, видимо, решили, что находящийся до сих пор на свободе бывший сербский генерал Ратко Младич, обвиненный в совершении военных преступлений, является подходящим поводом, чтобы заморозить помощь Сербии




Соединенные Штаты Америки, видимо, решили, что находящийся до сих пор на свободе бывший сербский генерал Ратко Младич, которого обвиняют в совершении военных преступлений, является вполне подходящим поводом, чтобы заморозить программы финансовой помощи Сербии. В самом деле, зачем помогать сербским властям, когда можно эти средства направить на поддержание штанов правительства независимой Черногории?

Итак, вслед за Евросоюзом США объявили о замораживании программ финансовой помощи Сербии. Недостаточную готовность сотрудничать с Международным трибуналом по бывшей Югославии усмотрели в Госдепе США в действиях (точнее, бездействиях) сербских властей. И на этой неделе перевод на счета сербского правительства $7 млн не состоялся. На самом деле, лишение правительства Сербии семи миллионов - это скорее политический шаг, нежели экономический. По другим каналам финансирование на восстановление экономики страны все-таки продолжается.

Соединенные Штаты и Евросоюз продолжают утверждать, что главным условием возобновления экономической помощи является арест и передача в Гаагу Ратко Младича. Особенно, по мнению чиновников из Госдепа, плохо шли дела по розыску Младича в последний год. В общем, несмотря на решительную риторику нынешнего главы государства Бориса Тадича, который в конце мая заявил, выступая на открытии региональной встречи Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы в Белграде, что сербские власти полны решимости "немедленно арестовать и выдать МТБЮ" генерала, Америка ему не поверила. По сути, Вашингтон оценил Младича в $7 млн сейчас и сколько-то там в будущем, лишь бы Младич был в Гааге.

В этой связи стоит отметить, что в отношении другого гаагского сидельца, бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, в сербском обществе мнения разделились, в диапазоне от национального героя до чуть ли не изувера и погубителя страны. А вот Ратко Младич большинством сербов по-прежнему считается героем. В Брюсселе и Вашингтоне арестами Ратко Младича и Радована Караджича во что бы то ни стало хотят довести национальное унижение сербов до последней черты. Но даже нынешние власти в Белграде, стремящиеся в Евросоюз, явно не торопятся…

Вообще-то, странное решение приняли в Евросоюзе и США. Заморозив финансовую помощь "правильному демократическому" правительству Сербии, подтолкнув республику Черногорию к отделению, неуклонно ведя процесс на независимость Косова, чего хотят они получить от сербов, особенно от тех немногих, кто еще верит в успешную европейскую интеграцию страны в европейские и атлантические структуры? Европейцам и американцам надо бы, наоборот, денежными вливаниями стараться успокоить тех, кто не забыл натовские бомбежки и то, как расчленили союзную Югославию.

Нелишне будет вспомнить, кого же так желают арестовать победители на Балканах? Итак, 20 мая 1992 г. югославская армия покинула Боснию. Боснийские сербы, ставшие меньшинством, выбрали 12 мая президентом Радована Караджича, психиатра, поэта, диссидента, лидера Сербской Демократической Партии. И после этого Ратко Младич был назначен главнокомандующим армии боснийских сербов. В одном из своих немногочисленных интервью уже после того, как сложил полномочия президента, Караджич сообщил, что готов поехать в Гаагу, но при условии беспристрастности трибунала, его политической независимости... И не одному туда ехать, а в компании Изетбеговича (лидера боснийских мусульман) и Туджмана (хорватский лидер, умер в 1999г.) тоже предстанут перед судом в Гааге.

"Мы, сербы, наверное, не лучше других. Но и не хуже. Мы не теннисный мячик, который можно перебрасывать через сетку так, как кому-то захочется. Мы не хотим уподобиться живущему в резервации какому-нибудь племени из Амазонии, на которое в изумлении пялят глаза, как на редкое животное. Ислам жаждет прорваться в Европу, и Запад попадет в ситуацию, когда он в бессилии будет наблюдать, как ислам растет, словно гриб после дождя", - предостерегал свих противников сербский генерал. И еще одну его фразу хочется привести. "Меня бы мучила совесть, если бы я воевал на чужой земле, в чужой стране, если бы я оккупировал чужой народ. На протяжении всей войны я защищал свой народ на нашей сербской земле. Это был мой долг, это была и высокая честь. На то я и офицер, чтобы служить народу в трудный для него час".

Интересный момент. В 1994 г. среди немецких школьников распространили анкеты. Так был такой вопрос: "Кем ты хотел бы быть по национальности?". И проводившие анкетирование оказались в шоке: многие немецкие школьники ответили, что хотели бы быть сербами. Мотивировка проста: "весь мир воюет против сербов, а никто ничего сделать им не может".

Политический лидер боснийских сербов Радован Караджич и их военный лидер Ратко Младич объявлены "военными преступниками" и находятся в розыске. За их головы давно уже назначены многомиллионные награды. Но предателей пока не нашлось.

Выбор читателей