Партии по-разному борются с обвинениями в коррупции

Представители российских политических партий продолжают реагировать на доклад "группы Кагарлицкого", посвященный анализу коррупции в партиях, в который попали все: от коммунистов до либералов




Представители российских политических партий продолжают реагировать на доклад "группы Кагарлицкого". Напомним, чуть больше двух месяцев назад группа экспертов обнародовала документ, посвященный анализу коррупции в партиях, в который попали все: от коммунистов до либералов. В результате получился "рейтинг продажности", место в котором, по мнению экспертов, и обозначало реальный уровень коррупции в каждой отдельно взятой партии, причем непременно оппозиционной. Слухи о причастности Кремля к данной разработке руководитель группы Борис Кагарлицкий опроверг, пообещав доказать это делом и вторую часть доклада посвятить партиям, имеющим ярлык "прокремлевские".

Обещанная вторая часть до сих пор, видимо, пишется, и перспективы пока скрыты в тумане, зато первая вызвала шквал эмоций у тех, кто в ней был упомянут открытым текстом.

Борис Немцов недвусмысленно намекнул, что за подобные выкрутасы он предпочитает бить по морде, Ирина Хакамада обозвала идейного вдохновителя доклада уродом и скотиной, а официальные руководители Союза правых сил уверяют, что ничего о докладе не знают. Точно так же не дали никаких комментариев представители "Яблока", лишь назвав содержащиеся в докладе сведения псевдодоказательствами. К таковым, по-видимому, отнесены утверждения авторов документа о неясной судьбе львиной доли предвыборного бюджета СПС, столь же неясного утекания денег, выделенных на кампанию Ирины Хакамады в 2004 г., о сборе денег коммунистами с "ЮКОСа", а "Яблоком" – тоже с "ЮКОСа" и с прочих олигархов, бороться с которыми оно и обещало. Сергей Глазьев нашел в себе силы разобраться цивилизованно. Увидев данные о том, что ему якобы принадлежит роскошная недвижимость, он связался с авторами доклада и передал им опровергающие сведения. Видимо, в надежде, что сей факт найдет свое отражение в пресловутой "второй части".

Памятуя о том, что доклад был подготовлен на основе сведений, изрядная часть которых до того публиковалась в различных открытых источниках, можно сделать вывод, что это вполне закономерно: не все, о чем пишут СМИ, является неопровержимым доказательством, "утки" порой летят такими стаями... Это-то как раз не удивляет. Удивляет то, что примеру Глазьева не последовали остальные фигуранты, которые вместо того, чтобы защитить свое доброе имя, предпочли либо откровенное игнорирование, либо ругательства.

Ситуация и в самом деле довольно странная. Можно сколь угодно долго называть доклад происками кремлевских аппаратчиков (что, возможно, и правда, только кто ж из них в этом признается?), можно называть авторов некомпетентными (и такое порой случается), можно подвергать сомнению источники информации (и нужно непременно!), но делать это возможно только путем доказывания. Представляется, что авторы доклада на настоящий момент находятся в более выигрышном положении. Использовав данные из никогда не опровергавшихся материалов различных СМИ, они и закон не нарушили, и перекинули мяч на чужую половину поля. У фигурантов доклада не осталось никаких выходов, кроме одного: защищать свое имя в суде и опровергать фактически порочащие их сведения сейчас, раз уж они не удосужились сделать этого ранее. Возможно, если бы все они так и поступили, общество перестали бы будоражить разные слухи о золоте-бриллиантах партийных лидеров, элитной недвижимости, принадлежащей политическим кумирам, и богатеющих на "откатах" и лоббировании партийных чиновниках. Однако почему-то никто в суд не спешит – то ли находятся выше этого, то ли презирают повод, то ли экономят на хороших юристах. Честно говоря, применительно к законам гражданского общества (ну, или правового, если угодно), которое все они пытаются строить, и первое, и второе, и третье в одинаковой степени прискорбно. Какое там правовое общество, и уж тем более гражданское, если даже его поборники в суд не спешат. Россия, господа... Специфика. Умом не понять.

Самое во всем этом интересное то, что в суд обратилась только одна партия, которую заподозрить в желании решать проблемы именно таким образом можно было бы меньше других, – КПРФ. Вопреки генетической памяти коммунисты ринулись не на баррикады, а прямиком в судебные присутствия. И теперь будут доказывать в оных, что нет у их лидера товарища Зюганова никакой лишней собственности, которая отдаляет его от народа. Искренне хочется пожелать им не растерять запал и довести судебные разбирательства до конца, внеся таким образом свою лепту в построение светлого будущего, которое будет основано не на диктатуре пролетариата, а на соблюдении предусмотренных законом процедур.

Выбор читателей