Быть или не быть, один хрен

Пьеса модных Пресняковых, постановка еще более модного Кирилла Серебренникова, текст смешной, актеры хорошие. Что еще надо фильму, чтобы стать культовым? Много отборного мата

Изображая жертву
Россия, 2006
Режиссер: Кирилл Серебренников
В ролях: Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Лия Ахеджакова, Марат Башаров, Марина Голуб, Анна Михалкова, Максим Коновалов



ФОТО: izhertvu.ru



Пьеса "Изображая жертву" братьев Пресняковых так и просилась на экран. Это – конкурентоспособный продукт, на европейском уровне как минимум. А если еще учесть, что Кирилл Серебренников, автор нашумевшей мхатовской версии, может считаться не только самым модным из молодых театральных режиссеров, но и вполне успешным кинодеятелем – делать фильм сам бог велел.

Тем, кто не слыхал о пьесах екатеринбургских филологов Пресняковых с их скандально знаменитыми диалогами, настолько приближенными к разговорной речи, что в театре вставал вопрос о цензуре, стоит сказать, что в этом пункте фильм максимально точно отражает замысел авторов. Из песни слов не выкинули, "несмотря на". И то сказать: пора, пора легализовать, наконец, в полном объеме неформальную лексику и прекратить ханжеское глумление над русскими языком, кастрируя его в угоду семейному кинопросмотру. В связи с этим кульминацией сюжета, как ни крути, становится не смертушка лютая, приходящая к героям, а истеричный матерный диалог милицейского следователя (Виталий Хаев) и клоуна-гейши (Лия Ахеджакова), целиком и полностью срывающий покров невинности с живого великорусского языка. Для нашего экрана подобная откровенность, пожалуй, зашкаливает, и я не удивлюсь, если политики третьего эшелона в очередной раз воспользуются возможностью попиариться за счет "культурки".

Но до этого неожиданного и очень смешного эпизода еще далеко. Поначалу кино прямо-таки буксует, хотя в завязке происходит многое из того, что описано в бессмертной трагедии Шекспира. Молодому человеку (Юрий Чурсин) по имени Валя (семиотическая конвертация имени Гамлет) является тень убитого отца, как и положено, намекающая на аморальные аспекты связи его матери (Марина Голуб) с родным дядей по мужской линии (Федор Добронравов, он же отец). Нанизанный на сей бессмертный сюжет пресняковский фарс развивается по неожиданной линии – Валя работает в милиции моделью на следственных экспериментах. Поскольку ничего общего с реальностью подобная деятельность героя не имеет, а про принца датского нам и так все давно известно, остается в основном внимать занятным диалогам ментов и подследственных во время проведения тех самых действий.

Каждый разыгранный скетч-эксперимент представляет законченный эпизод, сюжетно никак не связанный с предыдущим. Это единственное упущение сценаристов – смешная мозаика до конца не складывается в единое полотно, так и оставаясь сборником анекдотов, противопоставляя себя трагическим финальным аккордам.



Фото: izhertvu.ru

Кирилл Серебренников вполне уверенно ведет зрителя по канве повествования, иллюстрируя собственный спектакль, и в художественном отношении от фильма никаких откровений, по сравнению с театральной версией, ждать не приходится. Скорей наоборот. Все этак надежно склеено, прилично сработано, но как-то без изюминки, на телевизионном уровне. Хороший кастинг, приятный парень в главной роли, неожиданно-трогательно произносящая слово из трех веселых букв Лия Меджидовна Ахеджакова, которую обожают даже в плохих фильмах... А тут, представляете, впервые (!) в кино актриса поет своим голосом какую-то "япону маму"!

Да и все, что мы видим на экране, сделано хоть и старательной рукой, но за очень небольшие деньги – а, что удивительно, кино получилось хорошим. Не халтурным. Веселым.

Скорее всего, удачный текст всему виной, однако стоит сказать, что мы не раз наблюдали, как бесталанные режиссеры уничтожали гениальные тексты (вспомнить хотя бы недавний чудовищный сериал "Золотой теленок"). Тут же все как в поговорке – режиссер долго запрягает, но быстро едет. Можно искать недочеты, высказать претензии к визуальному ряду, который получился перегруженным и мрачными, с лишней, какой-то вторичной, вынырнувшей из "Ассы", анимацией. Сказать, что мало выдумки по части режиссуры, чувствуется театрально-капустнический нахрап, схематизм, ставка на репризы. Но это все не важно.

Главное – смотреть не скучно и от идеологии не тошнит. Что для современного русского кино, прямо скажем, не характерно. Что мы наблюдаем сейчас, когда вроде бы государство решило поддерживать кинематограф? Пафосные армейские и навязшие в зубах криминальные боевики от разнообразных родственников некогда известных советских режиссеров. А тут – пожалуйте, постмодернизм и интеллектуальные игры. Да, Серебренникова часто пинают за гиперактивность в этом жанре, но он из тех немногих, кто применяет метод последовательно и профессионально. Пока ничего более продуктивного не придумали, и кино "Изображая жертву" рискует стать модным молодежным трендом. И это правильно.

В прокате с 8 июня

Выбор читателей