Российская политическая эволюция продолжается

Воистину, перманентное перекраивание политического поля в России не закончится никогда. Фигуры, призванные консолидировать электорат вокруг идей, разбредаются кто в лес, кто по дрова




Вчера Московское бюро по правам человека заключило, что Национал-большевистская партия* продолжает озвучивать радикальные националистические взгляды. Правозащитники, процитировав некоторые высказывания, призвали правоохранительные органы дать им оценку на предмет выявления признаков разжигания межнациональной розни. Неоднозначная репутация означенной незарегистрированной, но по факту наличествующей политической силы претерпевала некоторые изменения на протяжении последнего времени. Сначала лимоновцы были просто "прикольными" маргиналами из подвалов, потом экстремистами, потом партия преподносилась чуть ли не как участник правозащитного движения с особой тактикой действий, пытаясь всерьез уверить в этом сограждан. В конце прошлого - начале нынешнего года НБП не сходила со страниц газет, привлекая к себе внимание все новыми и новыми выходками, представляя себя как реальную оппозицию с продвинутой программой и правозащитными установками. И теперь такой вот казус: правозащитники с именем фактически открестились от новоявленных соратников. Такая вот эволюция национал-большевиков: от подвальных героев в правозащитники и обратно.

Впрочем, эволюционируют не только они. Еще один свежий пример – шахматный гений, бывший антикоммунист и нынешний оппозиционер Гарри Каспаров. Лидер Объединенного гражданского фронта удивил безмерно, в открытую назвав на своем сайте нового первого секретаря Тамбовского обкома КПРФ "нашим человеком". Тоже, видимо эволюция. Причем с обеих сторон. Каспаровцы заинтересованы в поддержке и электорате, а коммунисты тоже в поддержке и финансировании, вот и ищут точки соприкосновения. Слухи о Леониде Невзлине, мощной фигурой стоящем за великим шахматистом, видимо, будоражат умы коммунистов, которым сотрудничать в той или иной мере с крупным бизнесом не привыкать. Данные о коммунистически настроенных избирателях, коих на просторах России еще полным-полно, видимо, будоражат умы новых оппозиционеров. Правда, как это будет выглядеть на практике, представить довольно сложно. Что, коммунисты откажутся от участия в выборах в пользу каспаровцев? Бред. Или каспаровцы начнут потихоньку отстегивать коммунистам мифические деньги на конспиративных квартирах? Такой же бред.

Однако эволюция налицо. Причем телодвижения Каспарова, только пытающегося найти свою нишу на поделенном политическом поле, выглядят более ожидаемыми, чем непонятное поведение коммунистов, идущих на сотрудничество с совершенно чуждыми им силами. Понятно, что сотрудничать придется. Другой вопрос, в какой степени. Еще не так давно невозможно было даже представить, что правые либералы, пользующиеся, по слухам, покровительством опальных олигархов, станут для коммунистов друзьями настолько, что позволят себе написать про одного из партийных лидеров "наш человек".

Это, конечно, еще не сращивание структур, но первые ласточки, свидетельствующие о той самой эволюции, угадать результаты которой не представляется возможным. Перспективы и смысл заявлений каспаровцев неясны, да и не являются предметом разговора. Конкретную обстановку в конкретном регионе, приведшую к таким заявлениям, тоже оставим за бортом рассуждений. Речь о том, что эволюцию не остановить. На ее алтарь приносятся совершенно немыслимые жертвы, перекраивающие политическое поле и перекрашивающие его обитателей в такие цвета, которые раньше нельзя было и вообразить. И это еще раз приводит нас к рассуждениям о политике и бизнесе, которые настолько схожи, что порой невозможно отличить одно от другого. "Погавкался" с партнерами – создаешь свое дело, прихватив часть клиентуры. Перекупили конкуренты – уходишь к ним, соблазненный более высоким статусом или зарплатой. Считаешь, что компания работает во вред обществу – начинаешь разоблачать, самостоятельно или с помощью покровителей, которые могут возникнуть как заранее, так и в процессе, предложить золотые горы или просто эксплуатировать праведный гнев "за так". Неважно. Главное - результат.

Пример с эволюцией (мнимой или истинной - не столь важно) и НБП, и Каспарова доказывает, что перманентное перекраивание политического поля в России не закончится никогда. За время, прошедшее с момента утери КПСС статуса единственной партии, все мы постоянно становимся свидетелями политической эволюции как отдельных субъектов, так и целых групп. Без преувеличения, достоянием народа сделал этот процесс первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев, выросший из карьерного коммуниста в социал-демократа. Широко и шумно продолжил первый президент Российской Федерации Борис Ельцин, из того же карьерного коммуниста превратившийся в революционера с либеральными замашками, но без четко выраженной политической окраски. И вот уже целая страна, десятилетиями любившая коммунизм, оказалась наводнена антикоммунистами, выходившими на многотысячные митинги.

Запрещенная КПСС возродилась в виде КПРФ, чей бессменный вождь Геннадий Зюганов оставил в своем арсенале коммунистическую риторику, заклинания о "банде во власти" и часто непосильные для госбюджета социальные инициативы, во всем остальном давно превратившись в системную партию, без которой само существование нашей внутренней политики оказалось бы под вопросом.

Появившиеся в конце восьмидесятых демократы разбрелись кто куда. Поднимая подшивки старых газет, можно с легкостью проследить эволюцию конкретных политиков и возглавляемых ими групп. Кто переквалифицировался в чиновника, либо оставив за бортом свои прошлые убеждения, либо смирившись с действительностью, либо искренне приняв ее. Кто, побывав во власти, ушел в глухую оппозицию, о причинах чего можно только гадать: то ли в новой команде и своих умных хватает, то ли и впрямь идеи с идеалами отстаивают. Кто ушел в небытие, периодически напоминая о себе в публикациях газет сельского уровня да предоставляя услуги своих активистов более удачливым соперникам. А кто и просто отправился сажать капусту на огороде, то ли не найдя лучшего применения своему опыту, то ли сознательно решив поменять жизнь. Где нынче ДВР? Ау! Для тех, кто не помнит: это гайдаровцы, сейчас осели кто где. В каких дебрях растворился НДР? Эй! Для забывчивых: это черномырдинцы, прообраз нынешней "партии власти", рухнувший с пьедестала быстро и сокрушительно. Люди-то, конечно, никуда не делись, но пляшут они теперь под другую дудку, их брендам пришел конец.

Из новейших примеров ранее недопустимой эволюции можно вспомнить тусование либералов-"яблочников" с уже упомянутыми экстремистами-лимоновцами. Что там было на самом деле, насколько искренней была любовь, и не было ли это банальными происками врагов Явлинского, – теперь уж начало быльем порастать, однако вместе две эти силы засветились неоднократно.

Опять же, заигрывание со всякими фашиствующими молодчиками на разном уровне не так давно имело место быть. Раньше их разгоняли и сажали, а теперь на политические форумы допускают. Сейчас вроде подутихло, тьфу-тьфу-тьфу. Однако факты из памяти не выкинешь.

Говорят, цель оправдывает средства. Но если для достижения цели демократ побратается с путчистом, а либерал с коммунистом, то скажите, где в этой схеме место идеям? Это в других странах одна партия борется с другой за две десятых процента от налогов, которые надо направить то ли на образование, то ли на дорожное строительство. У нас все не так, у нас борьба идей: куда мы пойдем и кем будем. И кем мы при таком подходе будем? А главное, кто поведет, достойны ли? Или кто громче крикнет и красивее плакат напечатает, тот и прав? Вопрос столь же наивный, сколь и вечный. И ответа не требует. На нынешнем этапе российской политической эволюции ответ ясен. И вызывает лишь желание плюнуть в сердцах.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей