В "Другой России" партий нет

К разношерстной компании участников конференции "Другая Россия" отказываются присоединяться многие оппозиционеры. И не просто отказываются, а ругают организаторов мероприятия, не стесняясь в выражениях




Пока президент Путин общается с народом посредством Интернета , его противники тоже не дремлют. То некоторые политические силы заявляют о своем желании устраивать во время саммита G8 всякие акции, то правозащитники пишут обращение к зарубежным руководителям с рассказом о том, что у нас наблюдается отказ от соблюдения основных гражданских и политических свобод или их ущемление. А Объединенный гражданский фронт под руководством Гарри Каспарова собирается на следующей неделе провести в Москве конференцию "Другая Россия" . Совпадение по срокам с саммитом G8 призвано, по мнению лидера питерского ОГФ Ольги Курносовой , показать, что существует и "протестная Россия, та Россия, которую Путин и правительство пытаются скрыть в первую очередь от своих западных коллег".

Однако конференция, идея которой вовсе неплоха, еще далеко, а страсти – вот они: о своем отказе от участия в этом мероприятии объявили многие оппозиционные лидеры. Круче всех, без сомнения, приложила об косяк организаторов мероприятия ветеран отечественного диссидентского движения Валерия Новодворская. Еще с неделю назад она опубликовала открытое письмо в их адрес, в котором предупредила, что если в одном зале с ней окажутся анпиловцы, коммунисты, лимоновцы и Авангард красной молодежи, она лично возглавит пикет, чтобы все знали, что " в этом здании готовится профанация и осквернение демократической идеи". "Я призову всех, кто собирается войти в здание, остаться снаружи и предъявить вам ультиматум: изгнать коммунистов и нацистов, и только после этого проводить конференцию. Таким образом, скандал будет очень большой. Советую избежать позора и сделать все добровольно", - вот так расценивает Новодворская сложившуюся ситуацию.

"Мы не можем апеллировать к темным силам из Кремля с просьбой оградить нас от других темных сил, которые пока в этот Кремль только рвутся. Поэтому право и обязанность изолировать красно-коричневые силы и морально их покарать ложится на демократическое движение", - вторит своему лидеру партия "Демократический Союз" в официальном заявлении собственного центрального органа. Действительно, компания собралась разношерстная: крикливые анпиловцы из "Трудовой России", системно-оппозиционные зюгановцы из КПРФ, нбпэшники с несмываемым клеймом "красно-коричневых", Михаил Касьянов, Владимир Рыжков, куча другого люда… А во главе – гениальный шахматист, решивший зачем-то сделать политическую карьеру, и выступающие с ним единым фронтом бывший помощник Ельцина Георгий Сатаров, бывший советник Путина Андрей Илларионов, Александр Осовцов, Елена Лукьянова и известная правозащитница Людмила Алексеева, входящие в оргкомитет. Георгий Сатаров в своей статье в "Новой газете" пишет: "Вполне реально ожидать срыва конференции властями или провокаций со стороны их штурмовиков. Но в обоих случаях задача конференции также будет выполнена. Если они готовы сбрасывать розовые улыбающиеся маски, значит, действительно боятся. Значит, мы на правильном пути. Значит, другая Россия, настоящая Россия есть и действует". Далее Сатаров делает предположение, что Кремль отдал приказ, согласно которому всех либералов надо выдавить из участия в конференции, чтобы было легче представить ее сборищем фашистов и маргиналов.

Недавно в интервью "Yтру" Георгий Сатаров заявил: "Взгляд на оппозицию – это такой взгляд на выжженную пустыню. Ни коммунисты, ни "Яблоко" оппозицией не являются. С моей точки зрения, они достаточно управляемы. Это карманная кремлевская оппозиция. Но кроме двух названных партий каких-то организованных сил не видно. Лидеры и структуры, готовые к публичным активным действиям на улицах и площадях, не созрели. И граждане к этому, в большей части, не готовы. В ближайшее время, мне кажется, перспектив у оппозиции чрезвычайно мало". Однако, несмотря на это, попытка все же делается. И сразу встречает неприятие властей, что вполне предсказуемо. Причем в любой стране мира. Провокации со стороны неких штурмовиков – это, конечно, перебор, но Кремль в лице помощника президента Игоря Шувалова однозначно дал понять: участие иностранных официальных лиц в мероприятии будет воспринято как недружественный жест. (Оппозиционеры разослали в адрес посольств западных держав приглашения и получили от некоторых подтверждения участия). Однако нельзя не отметить, что протест Кремля касается только участия официальных лиц других государств, поскольку это во всем мире (особенно во время проведения саммитов) считается вмешательством во внутренние дела, а против участия наших граждан никто не возражает.

Однако сдается, в деле "Кремль против конференции" не все так просто. И одними объяснениями о выдавливании либералов ограничиться не получится. Помимо уже упомянутого Демсоюза, который, при всем уважении лично к Новодворской и ее убеждениям, давно и прочно находится на обочине политической жизни, от участия в мероприятии отказалась, например, вполне реальная "Родина", которую уж точно "ручной оппозицией" назвать нельзя. "Яблоко" с уже полумифическим Григорием Явлинским, стремительно теряющим узнавание в массах, являясь до сих пор знаменем определенной части т.н. "мыслящей интеллигенции", против участия своих членов не протестует, оставляя, однако, все на усмотрение, так сказать, конкретных физических лиц. То есть, говоря простым языком, конференцию официально не поддерживает. А Явлинский, несмотря на верный способ снова "выйти в люди", предпочел не прерывать отпуск и остаться в тени. СПС тоже в глубоких раздумьях: их лидер Никита Белых активно советуется с коллегами, стоит ли засвечиваться в одной компании с радикалами.

Пока Белых думает, главный идеолог спсовцев Леонид Гозман уже заявил, что сему не бывать. Даже депутат-коммунист Иван Мельников говорит, что коммунист на мероприятии будет, но только один: тов. Кашин пойдет наблюдателем. Таким образом, в конференции "Другая Россия", похоже, не будут принимать участия официально существующие политические партии. Видимо, формирующаяся "физиономия" оппозиции не очень-то и устраивает тех, кто себя этой самой оппозицией считает. Ну не хотят признанные лидеры, активно участвовавшие в свое время в политической жизни, садиться за один стол с экстремистски настроенными элементами, не хотят – и все тут.

Оппозиционная тусовка уже недавно собиралась на презентации новой книги политолога Станислава Белковского. Там присутствовал весь цвет отечественных противников Кремля – от Касьянова до Рогозина. Казалось, вот они – союзники по борьбе, однако на поверку нет единства в стане. Не вдохновляет многих оппозиционных лидеров борьба с Кремлем на единение с непонятными союзниками. Или же, понимая, что их политическая жизнь уже фактически закончена, они не хотят с этим мириться и плавно передавать знамя борьбы с Кремлем в другие руки. Однако свято место пусто не бывает, и знамя это непременно хотят подобрать – не одни, так другие. Бороться с Кремлем, неважно по какому поводу и из каких соображений, в России – эдакая национальная игра, цель которой попасть в тот самый Кремль. И не более того.

Свидетельств игры – масса. Хотя бы то, что уже упомянутые акции протеста во время саммита G8 будут осуществляться руками воинственно настроенного молодежного "пушечного мяса" из АКМ, НБП и КПРФ в то время, когда идеологи этих выступлений будут сидеть за семьсот километров от места событий, вместо того чтобы возглавить митинги.

Разумеется, многие действительно уважаемые личности, принимающие в этой затее участие, думают о возвышенном, об улучшении жизни, если говорить в общем. Однако, к сожалению, такая позиция рано или поздно будет вынуждена уступить место более земным вещам. Или, скажем так, людям, думающим о земном. Жизнь – оно, конечно, хорошо, но кабинет в Кремле понятнее. И любая организованная тусовка рано или поздно выдвинет своего кандидата в президенты (Касьянова?), в премьеры (Илларионова?), в дворники на Красную площадь (страшно подумать кого)… Станет ли нам от этого лучше? Сидят ли в Кремле поголовно "темные силы" и атакуют ли их исключительно силы "светлые"? Ой как сомнительно…

Се ля ви. Спорить можно сколько угодно, однако современная российская практика показывает, что так оно и есть на самом деле.


Выбор читателей