Россию пугают трубой. А ей не страшно

Если "большая каспийская нефть" так и не станет "большой" (что более чем вероятно), то презентованная вчера труба Баку–Тбилиси–Джейхан будет зарыта в землю – как в прямом, так и в переносном смысле


ФОТО: AP



Вчера на средиземноморском побережье Турции, в порту Джейхан, прошла церемония торжественного открытия нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Этого события долго ждали во всем регионе, увязывая с ним огромные экономические и политические надежды. О тех, для кого введение в строй нового нефтепровода имеет особое значение, можно было судить по государственной принадлежности и составу прибывших на торжественную церемонию делегаций. В торжественном открытии приняли участие президенты Турции Ахмед Недждет Сезер, Азербайджана Ильхам Алиев и Грузии Михаил Саакашвили, а также премьер-министры, главы МИД и министры энергетики около 20 стран. Церемонию открыл генеральный менеджер компании BTC Co. Майкл Таусенд. Характерно, что приглашенные на мероприятие президенты - России Владимир Путин, Казахстана Нурсултан Назарбаев и США Джордж Буш - на церемонию не приехали.

Протяженность нового нефтепровода составляет 1 тыс 767 км, из них 443 км приходится на Азербайджан, на Грузию – 248 км и 1 тыс. 076 км - на Турцию. Пропускная способность нефтепровода – 50 млн т нефти в год. Акционерами проекта являются компании, входящие в BTC Co. в составе: BP (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Chevron (Unocal) (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), Total (5%).

Особую радость от начала работы БТД испытывают сегодня государства каспийского региона и страны транзита. И те и другие не скрывают своего удовлетворения тем, что новая труба не заходит на территорию России, что должно исключить любой политический диктат со стороны северного соседа. По мнению многих аналитиков, БТД стал явным геополитическим проигрышем России, в результате которого прикаспийские страны получили независимый от нее маршрут экспорта нефти на Запад. По крайней мере, такая точка зрения была весьма актуальной еще несколько лет назад. Сегодня же о великом политическом значении и исключительности БТД вряд ли стоит говорить с прежней однозначностью.

Дело в том, что с самого начала проект БТД разрабатывался под "большую нефть" с нефтеносного блока Азери–Чираг–Гюнешли на азербайджанском участке каспийского шельфа. Предполагалось, что на "плановый" уровень в 50 млн т в год нефтедобыча здесь выйдет уже в начале нынешнего десятилетия. Однако "большая нефть" из Азербайджана так и не пошла. Более того, по мнению ряда ученых, обеспечить наполнение трубы каспийской нефтью до такой степени, чтобы использование БТД стало рентабельным, может оказаться недостижимой целью. Промежуточным решением проблемы стала договоренность с Казахстаном о прокачке по новой трубе казахстанской нефти. На первом этапе ее доля в трубопроводе составит 7,5 млн тонн. Она будет поставляться в Азербайджан по Каспийскому морю танкерами. Определенные надежды относительно судьбы БТД связываются с разработкой крупнейшего в Казахстане нефтяного месторождения Тенгиз. Правда, на сегодняшний день там не добывается достаточного количества нефти, позволяющего говорить о полной загрузке БТД. К тому же, казахстанская нефть экспортируется также и через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз–Новороссийск, проектная мощность которого составляет 67 млн т в год. Более того, Казахстан открыто заявляет о намерениях активно заняться экспортом нефти в Китай.

Суммируя сказанное, можно предположить, что в Казахстане просто не найдется достаточного количества нефти, чтобы одновременно обеспечивать все экспортные направления. Если же "большая каспийская нефть" с азербайджанских месторождений, ради которой, собственно, и затевался проект БТД, так и не станет "большой" (что более чем вероятно), то с помпой презентованная вчера труба может оказаться зарытой в землю – как в прямом, так и в переносном смысле.

Выбор читателей