"Гнездо огненного орла" убивает любопытных

На свете существует множество мест, в которых происходят непонятные науке вещи. Про какие-то точки на карте говорят, что туда лучше не соваться, гиблое, дескать, место, а почему гиблое – никто не знает


ФОТО: "КП"



На свете существует множество мест, в которых происходят непонятные науке вещи. Причем, как плохие, так и наоборот. Про какие-то точки на карте говорят, что туда лучше не соваться, гиблое, дескать, место, а почему гиблое – никто не знает. К другим же люди давным-давно протоптали не то, что тропы, - целые проспекты замостили. Потому что даже несколько минут пребывания там лечат, помогают, восстанавливают… а жить там – одно сплошное счастье.

Чтобы не интриговать читателя, скажем сразу – место, о котором пойдет речь, счастливым назвать никак нельзя. Скорее загадочным. Впрочем, все по порядку. Итак, "Комсомольская правда" и Сибирское отделение Российской академии наук снарядили экспедицию в тайгу Восточной Сибири. Ученые и журналисты отправились в одно из самых загадочных мест на Земле. Ученые – скептики по природе, но, как пишет газета, когда в прошлом году на одной из научных конференций были показаны снимки Патомского кратера, в зале воцарилась мертвая тишина.

Цитата: "Над ярко-зеленой тайгой стоит мрачная серая гора с ровной, будто бы ножом отрезанной вершиной. Она доминирует в местном пейзаже и притягивает взгляд с любой точки, откуда только видна". Понятно, что искусственное происхождение этого объекта ученые отмели сразу: на ее постройку необходимо как минимум полмиллиона тонн камней, а якуты и эвенки мало похожи на древних египтян с их манией возводить гигантские пирамиды. Тем не менее, версий происхождения загадочного Патомского кратера было достаточно, от секретных ГУЛАГовских шахт и гиперборейских построек до самопроизвольного ядерного взрыва урановых руд в недрах. Как пишет "КП", эту версию вполне подкрепляли якутские легенды о "недобром месте". Туда, говорят якуты, даже олени стараются не ходить…

"Летом 1949 г. я исследовал Бодайбинский район Иркутской области на предмет составления Геологической карты СССР, - приводит газета слова первооткрывателя Патомского кратера геолога Вадима Колпакова. - Когда впервые увидел этот кратер, то подумал, что от жары сошел с ума. Издали он напоминал гигантский шахтовый террикон. Я даже подумал: "Откуда здесь люди?"

Действительно, откуда? Это глухой район тайги, трудовых лагерей НКВД здесь тоже никогда не было. Впору исследовать это дело, но стране нужен был уран для ядерных бомб, и денег на экспедицию никто не дал.

Первая экспедиция к загадочному Патомскому кратеру – "Гнезду огненного орла", как называют его местные жители - состоялась лишь в прошлом году. И то, что случилось во время экспедиции, могло бы раз и навсегда отбить охоту изучать сие гиблое место. Судите сами: уже на подходе к кратеру иркутский геолог, ведущий научный сотрудник Института геохимии СО РАН Евгений Воробьев захрипел и упал на тропу. Когда тело вытащили из тайги и доставили в цивилизацию, вскрытие показало: обширный инфаркт.

Однако ученые и журналисты – не робкого десятка. Когда вертолетчики высадили группу в километре от Патомского кратера, ученые немедленно вытащили дозиметры. Померили: 11 микротентген. В Бодайбо – 18, в Москве – 15. Выходит, что убивает не радиация. Тем более, что у самого кратера уровень радиации упал до 5 микрорентген. Как объяснить этот феномен, ученые не знают. Впрочем, исследования Патомского кратера продолжаются, пишет "КП".

Выбор читателей