Эксперты реконструировали иркутскую трагедию

Самописцы А-310 показали, что в момент торможения левый двигатель, заранее переведенный на малые обороты, неожиданно вышел на взлетный режим, и вышедшая из-под контроля машина стремительно понеслась навстречу гибели


ФОТО: АР



С момента катастрофы лайнера А-310 в иркутском аэропорту прошел почти месяц, но до сих пор причины трагедии окутаны мраком неизвестности. Давно расшифрованы данные бортовых самописцев, проведено лабораторное исследование фрагментов разбившегося самолета, однако официальной версии причины гибели аэробуса как не было, так и нет. Эта ситуация не может не порождать всевозможных домыслов и спекуляций. Каких только предположений ни высказывалось за последнее время в средствах массовой информации: отказ системы торможения, выход из строя обратной тяги (реверса) двигателей, неисправность закрылков... Но поскольку все эти догадки одна за другой опровергались членами технической комиссии, ведущими расследование иркутской авиакатастрофы, то многие стали уже поговаривать, что во всем виноват пресловутый человеческий фактор.

Однако, похоже, на этот раз журналисты поторопились с умозаключениями. Экспертам Межгосударственного авиакомитета удалось реконструировать ход событий 9 июля, сообщает газета "КоммерсантЪ". Согласно новой версии, совершивший посадку лайнер выкатился за пределы полосы, врезался в строения и воспламенился из-за того, что его левый двигатель во время торможения включился на взлетный режим. Почему это произошло, специалистам авиакомитета должны объяснить американские конструкторы двигателей.

Расследование, проводившееся в течение прошедшего с момента катастрофы А-310 времени, показало следующее. Несмотря на специфику считающегося одним из самых сложных в России иркутского аэродрома, а также плохие метеоусловия и усталость пилотов после долгого ночного перелета из Москвы, командир Airbus Сергей Шибанов посадил лайнер безукоризненно: точно в срок и с соблюдением всех необходимых летных инструкций. В штатном режиме работали и задействованные после посадки системы самолета – колесные тормоза, закрылки, помогающие увеличить лобовое сопротивление машины во время торможения, реверс правого двигателя. Исправно работала и автоматика, ответственная за передачу команд ко всем этим системам.

Сбросил же машину с полосы левый двигатель А-310. Как было установлено экспертами, незадолго до катастрофы левая турбина по каким-то причинам стала плохо переключаться в реверсивный режим. Ситуация, как объясняют эксперты, вовсе не катастрофическая: реверс двигателей является не основной, а дополнительной системой торможения, включается он всего на несколько секунд, и, строго говоря, пилоты гражданских самолетов могут вообще обходиться без него. А уж действующего реверса на одном из двигателей и вовсе достаточно для любой посадки. Тем более что у A-310 двигатели не разнесены в стороны, а расположены в центре, близко к середине, поэтому вращательный момент при торможении только одной из турбин невелик и управлению практически не мешает.

Но все вышесказанное справедливо лишь в том случае, если второй двигатель, с неисправным реверсом, во время посадки работает на малых оборотах и в торможении не участвует. Самописцы А-310 показали, что левая турбина лайнера была заблаговременно деактивирована, однако когда Сергей Шибанов, рассчитывая немного сократить тормозной путь на короткой и мокрой от дождя полосе иркутского аэродрома, включил реверс правого двигателя, то левый, деактивированный, неожиданно вышел на взлетный режим. Справиться с мощной стартовой тягой взревевшей турбины не смогли ни тормоза, ни закрылки, ни реверс правого двигателя. Машина стремительно понеслась вправо, пробила ограждение и, ударившись в расположенное за ним здание автосервиса, сгорела. В огне погибли оба пилота и большая часть пассажиров – всего 124 человека.

Когда пилот переключает двигатели на реверсивный режим, лопатки турбины поворачиваются вокруг своей оси таким образом, что направление тяги меняется на противоположное – двигатель начинает толкать самолет не вперед, а назад. Сразу после того как лопатки займут нужное положение, электронный блок управления двигателем автоматически дает ему команду "взлетный режим", увеличивая обороты почти до максимальных. Деактивированный двигатель на команду "реверс" вообще не должен реагировать, продолжая вращаться на малых оборотах. Левая турбина А-310 во время последней посадки Airbus, как считают специалисты, повела себя довольно странно: будучи отключенной, она тем не менее выполнила команду пилота, причем не полностью, а только наполовину. Иначе говоря, лопатки двигателя не развернулись на реверсивный режим, но при этом он исправно набрал взлетные обороты.

Причина необычного поведения турбины пока неясна. Попавший под подозрение блок управления левым двигателем был обнаружен на месте катастрофы, и специалисты рассчитывают в ближайшие дни оценить качество этого электронного устройства с помощью прибывших в Россию специалистов концерна Pratt & Whitney (США), разработавшего и изготовившего двигатели разбившегося А-310 и всю автоматику, ответственную за управление турбинами. Если блок признают исправным, экспертам придется оценивать действия пилотов, которые, возможно, совершили некие манипуляции с органами управления, частично активировав левый двигатель.

Выбор читателей