Главком ВВС решил дилемму "сбивать - не сбивать"

По словам главкома ВВС России Михайлова, основанием для уничтожения самолетов, захваченных террористами, может быть только реальная угроза для жизненно важных и стратегических объектов нашей страны




Неудавшиеся теракты в Лондоне и память о кровавом теракте 11 сентября в Америке заставили главкома Военно-воздушных сил России Владимира Михайлова прокомментировать для журналистов принципиальное решение армейского руководства сбивать над территорией России пассажирские самолеты, захваченные террористами.

Как пояснил журналистам находящийся в подмосковной Балашихе главком, основанием для уничтожения таких пассажирских самолетов может быть только реальная угроза для жизненно важных и стратегических объектов России. "Если из другой страны прилетит рейсовый борт, который начнет не выполнять наши команды, а экипаж будет заменен террористами, то тогда, конечно, мы примем меры для того, чтобы его сбить", - заявил В.Михайлов.

Вместе с тем он выступил против догм и шаблонов при принятии каждого конкретного решения. По словам главкома, в каждом отдельном случае решение должно приниматься, исходя из конкретной обстановки. В этом деле не может быть общей инструкции. "Надо помнить, что террористы угоняют не просто самолеты, а самолеты с пассажирами", - подчеркнул главком ВВС России.

Надо отметить, что многие страны после 11 сентября приняли подобное решение, каким бы жестким и даже жестоким оно не представлялось. Сначала американские военные заявили о том, что все пассажирские самолеты, захваченные боевиками и направленные на гражданские объекты, будут немедленно сбиваться силами ПВО. Вслед за США Германия разрешила сбивать угнанные террористами гражданские самолеты, если злоумышленники создадут угрозу террористического акта.

Соответствующий законопроект под названием "О безопасности воздушного пространства страны" был одобрен правительством страны еще в ноябре 2003 года. Такая мера может быть принята только в самом крайнем случае - вначале нужно предложить угонщикам приземлиться, затем произвести предупредительные выстрелы, а если это не сработает, открывать огонь на поражение. Так разъяснил ситуацию министр обороны Германии Петер Штрук.

В январе 2005 г. Польша завершила эпопею принятия подобных законов. Польский закон позволяет министру обороны или командующему ВВС принять решение об уничтожении в воздухе гражданского или военного самолета, захваченного преступниками, если они не подчиняются приказу приземлиться.

В России такого закона нет. Командующий войсками спецназначения генерал-полковник Юрий Соловьев в апреле прошлого года на пресс-конференции заявил, что в Госдуме до сих пор не приняли поправки к "Закону о госграницах", разрешающие сбивать подобные самолеты. Военные, по словам Ю.Соловьева, оказались "заложниками ситуации". "Если идет самолет с пассажирами на борту, если я его не собью - на меня наденут наручники, если я его собью - на меня тоже наденут наручники", - образно охарактеризовал ситуацию командующий.

Однако военный, особенно в должности командующего, обязан быть готовым принимать решения, выбирая из двух зол меньшее. Генерал-полковник недвусмысленно сообщил для всех, что в случае появления под Москвой пассажирского самолета с террористами на борту он будет уничтожен, несмотря даже на отсутствие в настоящее время соответствующих поправок к "Закону о госграницах".

"Я не допущу, чтобы на Москву что-то упало. Я для себя определился, какое решение буду принимать. Окончательное же решение будет принимать главнокомандующий или министр обороны страны", - сказал Юрий Соловьев.

Выбор читателей