Садовое кольцо провалится под землю

Строители, невольно спровоцировавшие провал грунта на Лениградском проспекте, не учли особенностей гидрогеологической структуры местности. Подобные катастрофы угрожают половине центра столицы




В районе внушительного провала, разверзшегося посреди Ленинградского проспекта всего метрах в пяти от солидного особняка Фонда Горбачева, второй день идут ремонтные работы. Строители уже засыпали котлован песком и начали укладку асфальта. Сегодня к вечеру они обещают восстановить движение по важнейшей транспортной магистрали города.

Накануне столичные власти назвали виновника техногенной катастрофы, лишь по счастливой случайности обошедшейся без жертв. В отношении компании "Топфлор-инвест", которая по заказу "Системы Галс" возводит офисное здание для представительства консорциума Siemens, грозят возбудить уголовное дело.

По словам специалистов, строители не учли особенностей гидрогеологической структуры местности. На севере Москвы присутствуют грунтовые воды, активизация которых весьма опасна при строительстве; кроме того, здесь протекает множество маленьких речек, загнанных в современных условиях под землю. "Очевидно, застройщики нарушили подземный водоносный слой, – заявил в интервью "Коммерсанту" замначальника стройкомплекса Москвы Александр Максименко. – Грунтовая вода, изменив направление, стала поступать к месту будущего провала и понемногу вымывать песчаный грунт из-под асфальта и лежащих в земле труб. Промоина постепенно росла, и в какой-то момент трубы оказались в подвешенном состоянии, не выдержали собственного веса и лопнули. Когда вода пошла потоком, не выдержало и дорожное покрытие".

Ученые давно предупреждали, что район Ленинградского проспекта и близлежащего Хорошевского шоссе таит постоянную угрозу карстовых провалов. Начиная с 1970-х гг. здесь было зафиксировано пять крупных происшествий, связанных с подвижкой почвы. По словам профессора географического факультета МГУ доктора наук Андрея Лукашова, залегающий в этом районе слой древних известняков местами напоминает половую тряпку с бесчисленным количеством прорех, вокруг которых и образуются воронки. "Строить здесь, особенно высотки, надо с большой осторожностью, а лучше вообще не строить", – отметил он в интервью "Известиям". Тем не менее только в последние годы в этом районе были построены несколько высотных жилых комплексов – "Гранд парк" на Ходынке, "Триумф-палас" на Соколе, "Аэробус" в районе метро "Аэропорт". Теперь этот список должна пополнить еще и 20-этажная штаб-квартира Siemens.

Между тем опасность повторения подобных катастроф существует во многих местах столицы. Об этом лишний раз напомнил вчерашний инцидент в Южном Медведкове, где случился второй провал за одни сутки. Под землю ушел кусок проезда Дежнева. Правда, размеры дыры куда более скромные, чем на Ленинградке, – 1,5 м глубиной и площадью 2х2 м. Тем не менее этого хватило, чтобы парализовать движение транспорта.

Как отмечает "Комсомольская правда", угроза провала грунта особенно велика в нескольких точках в центре столицы:

1-2. Cт. метро "Сокол" и "Аэропорт" – районы с потенциально опасными карстовыми провалами. Потому здесь у большинства новостроек усиленный фундамент. Он и вызывает проблемы с подземными изношенными водоводами.
3. На Сухаревской площади происходит замена малоэтажных зданий позапрошлого века на многоэтажные комплексы. Их мощные фундаменты перенаправляют естественные потоки грунтовых вод. Они вымывают карстовые пустоты под старыми застройками и разрушают их.
4. На площади Белорусского вокзала – подземное строительство развязки и торгового центра. Это разрушает начало Ленинградского проспекта, в частности, тоннель-переход и арки Тверского путепроводного моста.
5. Провалы на Петровском бульваре и Трубной площади провоцирует массовая застройка и замена старых зданий на новые многоэтажные.
6. На улице Мясницкая провалы в грунте могут произойти из-за реконструкций ветхого жилого фонда.
7. Большая Дмитровка славится запущенными коммуникациями, которые угрожают размыванием фундаментов зданий.
8. Во дворах Лубянки причина возможных ЧП – подземные паркинги и реконструкция зданий с заменой их несущих фундаментов.
9. В Солянском проезде проявляет активность подземная река Солянка. Под улицей идут активные карстовые процессы.
10. У гостиницы "Метрополь" опасность возникла вследствие отвода воды из-под Манежной площади.
11-12. На Старом и Новом Арбате карстовые пустоты образовались из-за ухода воды. Причина – массовое подземное и наземное строительство.

Выбор читателей